г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Валиуллин Б.М. (доверенность от 11.01.2010 N 7),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Металл", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 марта 2010 года
по делу N А65-2661/2010 (судья З.Н. Хамитов),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Металл", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2010 N 7В/2010П о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ак Барс Металл" (далее - ООО "Ак Барс Металл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан (далее - ТУ Росфиннадзора в Республике Татарстан) от 21.01.2010 N 7В/2010П о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Ак Барс Металл" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что арбитражным судом неправильно применены нормы процессуального и материального права, а также не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
ТУ Росфиннадзора в Республике Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Ак Барс Металл", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Ак Барс Металл".
Представитель ТУ Росфиннадзора в Республике Татарстан в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в процессе проведенной проверки ТУ Росфиннадзора в Республике Татарстан соблюдения ООО "Ак Барс Металл" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлено, что Обществом допущено нарушение требований п.2.2, 2.4 Положения от 01 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
По результатам проверки административным органом 12.01.2010 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление N 7В/2010П от 21.01.2010 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "Ак Барс Металл" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования в Российской Федерации, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный Банк в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным Законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях учета и отчетности по валютным операциям между резидентом и нерезидентом. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
В силу ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ.
Согласно п. 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) резидент представляет в банк ПС документы в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Ак Барс Металл" и ОАО "ЗОНТ" (Украина) заключен контракт N АБМ 200-09 от 19.05.2009, согласно которого Поставщик изготавливает, поставляет продукцию-машину термической резки "Комета МП-6 К-П-2,5-14-8-1", осуществляет монтаж, пуско-наладочные работы продукции в местонахождении Покупателя, а Покупатель принимает и своевременно оплачивает поставляемую продукцию и выполняемые Поставщиком работы. Условия (базис поставки): СРТ- г. Набережные Челны, База Строительной Индустрии, в редакции Инкотермс-2000". Сумма контракта на момент заключения составила 1750000 рублей.
По указанному контракту 20.05.2009 ООО "Ак Барс Металл" в ОАО "АБ БАРС" Банк Набережночелнинского филиала оформило паспорт сделки (ПС) N 09050002/2590/0007/2/0.
Во исполнение вышеуказанного контракта ОАО "ЗОНТ" 08.06.2009 осуществил поставку продукции на сумму 1750000 рублей, что подтверждено разделом III ведомости банковского контроля, ГТД N 10404080/050609/П001363.
Сведения о ввозе товара на территорию Российской Федерации отражены в справке о подтверждающих документах от 20.08.2009, представленной заявителем в уполномоченный банк 21.08.2009.
В силу статьи 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, справку о подтверждающих документах Общество должно было представить в срок не позднее 23.06.2009. Между тем, справка представлена Обществом 21.08.2009.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела не имеется доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм валютного законодательства или отсутствия возможности соблюдения указанных норм.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административными органами в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Доводы Общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности в связи с допущенным административным органом нарушением срока составления протокола об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 КоАП РФ апелляционным судом не принимаются.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными и не повлекли нарушение прав заявителя.
Протокол об административном правонарушении от 12.01.2010 составлен уполномоченным лицом ТУ Росфиннадзора в Республике Татарстан в присутствии представителя ООО "Ак Барс Металл", законный представитель ООО "Ак Барс Металл" был надлежащим образом своевременно извещен как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не носит существенного характера, не повлекло нарушения прав и гарантий Общества, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ, и не явилось препятствием для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Общество ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с пунктами 17 - 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания.
Административный штраф назначен Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поэтому не имеется оснований считать назначенное Обществу наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, обязано знать и соблюдать требования валютного законодательства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ, Положение N 258-П является актом органа валютного регулирования, обязательным для исполнения Обществом как резидентом.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество проявило недостаточное внимание к необходимости надлежащего исполнения формальных требований закона и к исполнению принятых на себя как участника внешнеэкономической деятельности публично-правовых обязанностей.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности.
Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества, выразившемся в неиспользовании имеющихся возможностей и непринятии мер для исполнения своих обязанностей.
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения по реализации единой государственной валютной политики.
Своими действиями Общество посягнуло также и на осуществление контрольных функций со стороны агентов валютного контроля, в том числе уполномоченных банков, ведущих учет и отчетность по валютным операциям.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 г. N 60 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.
Суд апелляционной инстанции полагает, что исходя из фактических обстоятельств дела Общество правомерно привлечено к административной ответственности и оснований для применения принципа малозначительности совершенных административных правонарушений не имеется.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 марта 2010 года по делу N А65-2661/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Металл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2661/2010
Истец: ООО "Ак Барс Металл", г.Набережные Челны
Ответчик: Ответчики, Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, г.Казань
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3751/2010