г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поповой Е.Г.
судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Приволжского управления Ростехнадзора - представители Проскуряков М.А. (доверенность от 30.12.2009 N 31524/03), Семенюк А.С. (доверенность от 12.03.2010 N 5678/03),
от ООО "СВ-Транс-Мост" - представитель Полушина Е.А. (доверенность от 01.03.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Приволжского управления Ростехнадзора, Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 января 2010 года
по делу N А65-30765/2009 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СВ-Транс-Мост", Республика Татарстан, г. Казань,
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Приволжского управления Ростехнадзора, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 09 октября 2009 года N 09-109-03 о назначении административного наказания по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СВ-Транс-Мост" (далее - ООО "СВ-Транс-Мост", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Приволжского управления Ростехнадзора (далее - Поволжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 09.10.2009 N 09-109-03 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2010 заявленные ООО "СВ-Транс-Мост" требования удовлетворены. Постановление Поволжского управления Ростехнадзора от 09.10.2009 N 09-109-03 признано незаконным и отменено.
Поволжское управление Ростехнадзора обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права при вынесении обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 18.01.2010, принять по делу новый судебный акт.
ООО "СВ-Транс-Мост" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность решения суда от 18.01.2010.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного органа без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 13.08.2009 при проведении проверки на объекте строительства: "Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Внеплощадочные железнодорожные пути", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, промзона, Поволжским управлением Ростехнадзора выявлен факт отсутствия со стороны заказчика и лица, осуществляющего строительство, строительного контроля соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов.
По результатам проведенной проверки административным органом составлены акт проверки от 13.08.2009 N 09-109-03, протокол об административном правонарушении от 26.08.2009 N 09-109-03, вынесено постановление от 09.10.2009 N 09-109-03 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные ООО "СВ-Транс-Мост" требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
В силу пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие законного представителя юридического лица при наличии у административного органа данных о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом в адрес общества направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении посредством факсимильной связи по номеру 571-01-96 (л.д. 28), тогда как телефонным номером ООО "СВ-Транс-Мост" является номер - 531-14-49, указанный на фирменном бланке общества. Приняла указанные уведомления не работник ООО " СВ-Транс - Мост", а работник ООО "СВ-Транс" Шайхуллина О.А.
Обществом в адрес административного органа направлено ходатайство о переносе времени составления протокола об административном правонарушении с 11 час 30 мин 26.08.2009 на 16 час 00 мин того же дня. Указанное ходатайство административным органом не рассмотрено, протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, свидетельствующих также о своевременном получении ООО "СВ-Транс-Мост" факсимильного извещения, административным органом в материалы дела не представлено. Иными способами о составлении протокола общество не извещалось, иных доказательств извещения кроме факсограммы не имеется (протокол судебного заседания от 17.03.2010).
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом документов, имеющихся в деле, показаний свидетеля Шайхуллиной О.А. (л.д. 98), обоснованно пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указанное обстоятельство лишило общество предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения указанных недостатков отсутствует.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 января 2010 года по делу N А65-30765/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30765/2009
Истец: ООО "СВ-Транс-Мост", г.Казань
Ответчик: Ответчики, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань
Третье лицо: Третьи лица