г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 марта 2010 года
по делу N А65-31298/2009 (судья Л.В.Андриянова),
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
к Министерству образования и науки Республики Татарстан, г. Казань, общественному благотворительному фонду Республики Татарстан "Пожарное дело", Республика Татарстан, г. Казань,
с участием третьего лица: закрытого акционерного общества "Мобильное специализированное строительно-монтажное управление N 80 "Союзантисептик", Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола,
о признании недействительным размещения государственного заказа в форме аукциона N 04.08.09-1302-А по лоту N3, признании недействительным государственного контракта от 10.09.2009 N 143/09 и применении последствий недействительности сделки в части неисполненных обязательств по государственному контракту от 10.09.2009 N 143/09,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство), общественному благотворительному фонду Республики Татарстан "Пожарное дело" (далее - ОБФ "Пожарное дело") о признании размещения заказа по открытому аукциону N 04.08.09-1302-А "Монтаж пожарной сигнализации и системы речевого оповещения о пожаре в образовательных учреждениях", проведенному Министерством по лоту N3, недействительным, о признании государственного контракта от 10.09.2009 N 143/09, заключенного между Министерством и ОПФ "Пожарное дело" недействительным и применении последствий недействительности сделки в части неисполненных обязательств по государственному контракту от 10.09.2009 N 143/09, заключенному между Министерством и ОПФ "Пожарное дело", в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрение дела, арбитражным судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: закрытое акционерное общество "Мобильное специализированное строительно-монтажное управление N 80 "Союзантисептик" (далее - ЗАО "МССМУ-80 "Союзантисептик").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 марта 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Республике Татарстан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований УФАС по Республике Татарстан.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на необоснованность вывода суде первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания размещения заказа по открытому аукциону N 04.08.09-1302-А, проведенному Министерством по лоту N 3, недействительным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили. Отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 07.07.2009 Министерство, выступая в качестве государственного заказчика, объявило о проведении открытого аукциона N 04.08.09-1302-А по лоту N3 на право заключения государственного контракта на монтаж пожарной сигнализации и системы речевого оповещения о пожаре в образовательных учреждениях Агрызского, Бугульминского, Минзелинского, Альметьевского, Нижнекамского, Азнакаевского, Лениногорского районах и в г. Н. Челны, начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 3 - 13 684 803,48 рублей.
Информация об аукционе N 04.08.09-1302-А была размещена в газете "Республика Татарстан" в выпуске N 135 от 07.07.2009 и на сайте www.agzrt.ru.
Для участия в аукционе по лоту N 3 были поданы заявки от ОБФ "Пожарное дело", ФГП ВО ЖДТ России, ООО "Промэнергомонтаж", ЗАО "МССМУ-80 "Союзантисептик", ООО "Центромонтажавтоматика", ООО "Идиллия Плюс".
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе по лоту N 3 единой комиссий принято решение о допуске к участию в аукционе и признании участника аукциона по лоту N 3 только одного участника размещения заказа - ОБФ "Пожарное дело", на основании ч.5 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" аукцион по лоту N3 признан несостоявшимся.
Предмет государственного контракта определен в пункте 1.1 - Подрядчик по поручению Государственного заказчика обязуется выполнить работы по монтажу пожарной сигнализации и системы речевого оповещения о пожаре в образовательных учреждениях Агрызского, Бугульминского, Минзелинского, Альметьевского, Нижнекамского, Азнакаевского, Лениногорского районах и в г. Н. Челны своевременно сдать результаты работ государственному заказчику, а последний обязуется принять и оплатить работы. Работы по контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и сметой (приложение N 2 к контракту).
УФАС по Республике Татарстан, считая, что указанный аукцион по лоту N 3 был организован и проведен с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Апелляционный суд полагает, что, отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ.
В соответствии с частями 12, 13 статьи 37 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если в аукционе участвовал один участник, аукцион признается несостоявшимся. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, указанного в части 7 настоящей статьи, обязан передать единственному участнику аукциона прилагаемый к документации об аукционе проект контракта.
Из материалов дела следует, что оспариваемый аукцион признан несостоявшимся, т.к. Единая комиссия государственного заказчика приняла решение о допуске к участию в аукционе N 04.08.09-1302-А по лоту N3 только одного участника размещения заказа - ОБФ "Пожарное дело".
На основании части 13 статьи 37 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик - Министерство в течение 3 рабочих дней обязано передать единственному частнику аукциона ОБФ "Пожарное дело" прилагаемый к документации об аукционе проект контракта.
Предметом данного спора УФАС по Республике Татарстан обозначено признание торгов недействительными. В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу указанной нормы недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги. Торги, признанные несостоявшимися, не могут быть признаны недействительными, поскольку отсутствует результат торгов, а, следовательно, отсутствует факт сделки, порождающий соответствующие правоотношения между ее участниками.
Таким образом, поскольку по настоящему делу аукцион N 04.08.09-1302-А по лоту N3 признан несостоявшимся, правовые основания для его признания недействительным отсутствуют.
В данном случае контракт заключается не по результатам торгов, определившим победителя, а в общем порядке, установленном статьями 435, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу Федерального закона о размещении заказов, предусматривающего последствия признания торгов на размещение муниципального заказа не состоявшимися, заключение такого договора является обязательным для сторон.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что государственный контракт от 10.09.2009 N 143/09 частично исполнен.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что открытый аукцион по лоту N 2 проведен с грубым нарушением Федерального закона N 94-ФЗ, что зафиксировано в решение антимонопольного органа от 18.08.2009 N129-гз/2009, не может быть принят во внимание, и служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2009 NА65-24107/2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010, иск ОБФ "Пожарное дело" удовлетворен частично. Суд признал незаконным и отменил пункты 2, 3, 4 решения антимонопольного органа от 18.08.2009 N129-гз/2009.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что решение по делу N А65-24107/2009 не вступило в законную силу, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в силу ч. 5 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска о признании размещения государственного заказа в форме аукциона N 04.08.09-1302-А по лоту N3, признании недействительным государственного контракта от 10.09.2009 N 142/09 и применении последствий недействительности сделки в части неисполненных обязательств по государственному контракту от 10.09.2009 N 143/09.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 марта 2010 года и удовлетворения апелляционной жалобы УФАС по Республике Татарстан не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 марта 2010 года по делу N А65-31298/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 11АП-11051/2009
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ, г. Казань
Ответчик: Ответчики, Министерство образования и науки Республики Татарстан, г.Казань, ОБФ "Пожарное дело", г.Казань
Третье лицо: Третьи лица, ЗАО "Мобильное специализированное строительно-монтажное управление N80 "Союзантисептик", г.Йошкар-Ола
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-31298/2009
19.05.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4223/2010
17.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-31298/2009
25.12.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11051/2009