г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поповой Е.Г.,
судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 декабря 2009 года
по делу N А72-31701/2009 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств", Республика Татарстан, г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о признании незаконным решения от 14 октября 2009 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Коммунальное унитарное предприятие "Центр по контролю качества лекарственных средств" (далее - КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны РТ, налоговый орган) от 14.10.2009 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.12.2009 заявленные КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств" требования удовлетворены. Решение ИФНС России по г. Набережные Челны РТ от 14.10.2009 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица признано незаконным, как противоречащее действующему законодательству. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств" путем осуществления государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
ИФНС России по г. Набережные Челны РТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм действующего законодательства Российской Федерации при вынесении обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 31.12.2009, принять по делу новый судебный акт.
КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 31.12.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Набережные Челны РТ без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ликвидатором предприятия Ахметзяновой К.Г. 12.10.2009 в ИФНС России по г. Набережные Челны РТ представлены документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлины, документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) (л.д. 28-29).
Решением от 14.10.2009, направленным в адрес предприятия с сопроводительным письмом от 15.10.2009 N 5-09-19/061062, налоговым органом отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в связи с непредставлением оригинала ликвидационного баланса от 29.06.2007 N 1131-2 (л.д. 23-24).
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 и части 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ), для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме. В заявлении подтверждается, что подтвержден установленный законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины;
документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть страховой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ;
несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица законодательством не предусмотрено.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом в обжалуемом решении указано на непредставление КУП "Центр по контролю качества лекарственных средств" определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, поскольку предприятием представлена копия ликвидационного баланса.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что предприятием представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 21 Закона N 129-ФЗ. Указанное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов (л.д. 25).
Закон N 129-ФЗ устанавливает необходимость представления оригиналов документов.
Однако в данном случае ликвидационный баланс не может считаться непредставленным в связи со следующими обстоятельствами.
Судом установлено, что оригинал ликвидационного баланса представлялся предприятием неоднократно.
Так в письме от 15.10.2009 N 5-09-19/061062, в приложении к которому было направлено обжалуемое решение, налоговым органом указано, что оригиналы ликвидационного баланса представлены предприятием ранее, а именно: 14.08.2007 и 05.03.2008 (л.д. 23). Указанный факт налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
В данном случае представленный ликвидационный баланс от 29.06.2007 N 1131-2 утвержден уполномоченным государственным органом - МЗИО РТ, что, в частности, свидетельствует о завершении всех расчетов с кредиторами.
Кроме того, действительность утвержденного ликвидационного баланса в решении налоговым органом не опровергалась. В ходе представления предприятием оригиналов вышеуказанного ликвидационного баланса на государственную регистрацию 14.08.2007 и 05.03.2008 налоговым органом действительность ликвидационного баланса в решениях об отказе в государственной регистрации также не ставилась под сомнение.
Утвержденный ликвидационный баланс действует до момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, поскольку действующее законодательство не предусматривает повторное утверждение уже утвержденного ликвидационного баланса.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в оспариваемом решении не приводится.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с изложенным судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные предприятием требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 декабря 2009 года по делу N А72-31701/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31701/2009
Истец: Ликвидатор Ахметзянова К.Г. (Коммунальное унитарное предприятие "Центр по контролю качества лекарственных средств", г.Казань)
Ответчик: Ответчики, Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан
Третье лицо: Третьи лица