г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Усановой М.П.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный финансово-экономический институт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2010 года
по делу N А65-36103/2009 (судья Егорова М.В.)
по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный финансово-экономический институт", г.Казань,
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения N 35 от 10 ноября 2009 г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный финансово-экономический институт", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Филиалу N 1 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) о признании незаконным решения N 35 от 10.11.2009 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2010 г. произведена замена ответчика на надлежащего - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан.
Заявитель заявил ходатайство об изменении предмета заявленных требований и просил признать незаконным решение N 35 от 10.11.2009 г. в части непринятия к зачету расходов в сумме 121 381 руб.
Суд на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял изменение предмета.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку Васецкая Г.Д. состоит в трудовых отношениях с заявителем (трудовой договор от 11 февраля 2008 года), то, соответственно, вопросы по выплате пособия решаются по законодательству Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 августа 2007 года N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (с изменениями от 27 октября, 18 декабря 2008 года) предусмотрено, что документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца.
Заявитель принял к зачету листок нетрудоспособности на бланке Республики Беларусь, что не соответствует положениям вышеуказанных норм.
Ссылка заявителя на то, что документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. N 4 и договор) в данном случае не состоятельна, поскольку ответчик не требовал легализации.
Не согласившись с выводами суда, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный финансово-экономический институт" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что сам факт нетрудоспособности работника в период рождения на территории Республики Беларусь ответчиком не оспаривается, сомнений в подлинности листов нетрудоспособности не имеется, о чем было заявлено в судебном заседании суде первой инстанции, следовательно, проверяющим органом был проявлен сугубо формальный подход, поддержанный судом первой инстанции.
Вследствие формального подхода, основанием для отказа в удовлетворении заявления явилась "незамена" листа нетрудоспособности, выданного на территории Республики Белорусь, на лист нетрудоспособности по образцу, установленному в Российской Федерации.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности могут приниматься к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.
Сами факты наступления утраты трудоспособности работниками заявителя и, следовательно, наличия страховых случаев, а также подлинность представленных листов нетрудоспособности ответчиком не оспаривается.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 21.04.2010 г. до 11 час. 30 мин. 28.04.2010 г.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчиком была проведена проверка заявителя по вопросам правильности выплат пособий по обязательному социальному страхованию, на оплату путевок на оздоровление детей работников и иных расходов по обязательному социальному страхованию. Проверкой установлено, что страхователем-работодателем ГОУ ВПО "Казанский государственный финансово-экономический институт" произведена выплата пособий по временной нетрудоспособности Васецкой Г.Д. в сумме 121 381 руб. по листкам нетрудоспособности, выданным в Республике Беларусь.
Ответчик, сославшись на нарушение заявителем п.4 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", ч.1 п.8 "Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.08.2007 г. N 514, не принял к зачету расходы в сумме 121 381 руб., произведенные страхователем.
По результатам проверки ответчиком составлен акт N 64 "с/с" от 14.10.2009 г. На основании акта принято решение N 35 от 10.11.2009 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования всего в сумме 122 741 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного решения незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункту 18 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно статье 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (Санкт-Петербург, 24 января 2006 года) (далее - Договор) пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.
Суд правильно указал в решении, что поскольку Васецкая Г.Д. состоит в трудовых отношениях с заявителем (трудовой договор от 11 февраля 2008 года), то, соответственно, вопросы по выплате пособия решаются по законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 (ред. от 24.07.2009г.) "Об основах обязательного социального страхования", статьям 2.1., 4.1., 4.2. Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006г. "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 24.07.2009г.) и пункту 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением действующего Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. Обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии порядка выдачи листка нетрудоспособности установленному порядку у организации возникает право на возмещение средств за счет Фонда социального страхования.
В соответствии с п.5 ст.13 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 г. "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 г. N 514 (в редакции от 18.12.2008г.) "О порядке выдачи медицинскими организациями листка нетрудоспособности" предусмотрено, что документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей, по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца.
Таким образом, указанные листки нетрудоспособности могли быть оплачены только после их перевода на русский язык и замены по решению врачебной комиссии медицинской организации на листки.
Необходимость перевода также определена статьей 21 Договора, согласно которой порядок удостоверения перевода документов, выданных на государственных языках Договаривающихся сторон, определяется компетентными органами (организациями).
Заявитель принял к зачету листок нетрудоспособности на бланке Республики Беларусь, что не соответствует положениям вышеуказанных норм.
Согласно ст.2 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 год, ратифицирована Россией 04.09.1991 г.), под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
С учетом такого толкования термина "легализация" судом правомерно отклонена ссылка заявителя на то, что документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. N 4 и Договор), поскольку ответчик не требовал легализации документа.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что Фонд социального страхования правомерно принял решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН в сумме 121 381 руб., оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2010 года по делу N А65-36103/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36103/2009
Истец: ГОУ высшего профессионального образования "Казанский государственный финансово-экономический институт", г.Казань
Ответчик: Ответчики, ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Третьи лица