г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г.,
судей Семушкина В.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "РТС" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2010 года апелляционную жалобу ООО "РТС"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2010 года
по делу N А65-36703/2009, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению ООО "РТС", г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 16 декабря 2009 года о наложении штрафа по делу N А08-681/2009 об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РТС" (далее - ООО "РТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 16 декабря 2009 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А08-681/2009 по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение законодательства о рекламе.
Решением суда от 29 января 2010 года в удовлетворении заявленных требований ООО "РТС" отказано на том основании, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст.14.3 КоАП РФ, поскольку им не были исполнены требования законодательства о рекламе, факт правонарушения и вина общества в его совершении доказаны материалами дела, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
В апелляционной жалобе ООО "РТС" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт в связи с недоказанностью факта правонарушения и вины общества в его совершении.
Отзыв на апелляционную жалобу антимонопольный орган не представил, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе текущего контроля за соблюдением законодательства о рекламе должностными лицами УФАС по Республике Татарстан выявлено, что в журнале "Элита" N 4(94) за апрель 2009 на странице 19 размещен рекламный модуль медицинского центра "Любимый доктор" с текстом следующего содержания: "...В столице Татарстана работает и отмечает свой 8-й день рождения специализированный медицинский центр, который является определенной альтернативой государственной медицинской службе. Медицинский центр ООО "РТС" "Любимый доктор" пользуется заслуженной популярностью и считается синонимом высокого качества. Все медицинское обслуживание, включая прививки, массаж, осмотры узкими специалистами, проводятся на дому. Мы представляем услуги широкого спектра врачей-специалистов: терапевта, кардиолога, функционального диагноста, офтальмолога, аллерголога-иммунолога. В содружестве с неврологом работает кабинет рефлексотерапии, мануальной терапии и массажа, и т.д.".
При этом в тексте рекламы не содержалось предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию услуг, предлагаемых медицинским центром, отсутствовала ссылка на необходимость получения консультации специалистов.
Установив нарушение ООО "РТС" ч.7 ст.24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), УФАС по Республике Татарстан 18 ноября 2009 года составило протокол N А08-681/2009 об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ (л.д.14-16), на основании которого 16 декабря 2009 года вынесло постановление N А08-681/2009 о привлечении ООО "РТС" к административной ответственности, предусмотренной ст.14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д.7-13).
Оспаривая постановление от 16 декабря 2009 года N А08-681/2009, общество ссылается на отсутствие события административного правонарушения по ст.14.3 КоАП РФ. По мнению общества, спорная реклама не является рекламой.
В соответствии со ст.14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч руб.
В силу ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Объектом рассматриваемой рекламы являются медицинские услуги, поскольку работы и услуги, осуществляемые в рамках УЗИ-диагностики, массажа, гинекологии и др. в соответствии с номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Стародубовым 12 июля 2004 года, являются медицинскими услугами.
Постановка диагноза, проведение диагностических процедур в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 года N 163) также отнесены к медицинским услугам.
Статья 24 Федерального закона N 38-ФЗ направлена на охрану жизни и здоровья населения Российской Федерации, на реализацию положений Конституции Российской Федерации, которая признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь - самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20). Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Распространенные в средстве массовой информации сведения о "Медицинском центре ООО "РТС" "Любимый доктор" предназначены для неопределенного круга лиц (тираж 5 000 экз.); распространена печатным способом; преследует цели информирования: продвижение оказываемых ООО "РТС" "Любимый доктор" населению медицинских услуг, призвана формировать и поддерживать интерес к данному рекламируемому "продукту".
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2001 года N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Объектом рассматриваемой рекламы являются медицинские услуги, поскольку согласно Перечню работ и услуг, осуществляемых в рамках косметологии и подлежащих лицензированию в рамках медицинской деятельности, (приказ Минздрава СССР N 1290 от 28 декабря 1982 года "О мерах по улучшению косметологической помощи населению", приказ Минздрава России от 10 апреля 2001 года N113 "О введении в действие отраслевого классификатора "простые медицинские услуги", приказ Минздрава России от 16 июля 2001 года N269 "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав") все виды массажа и на различные области: гигиенический, лечебный общий, спортивный, пластический, вакуумный, мануальный, точечный и другие относятся к медицинским услугам.
В силу п.96 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по перечисленным в данном пункте восьми видам деятельности, в том числе и медицинской деятельности.
Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В названный перечень включены работы (услуги) по косметологии (терапевтической) и медицинскому массажу.
Согласно п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы, услуги).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 323 утвержден порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской помощи (в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной, скорой и пр.).
В п.3 указанного Порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемых к настоящему Порядку.
В приложении к указанному Порядку приведен Перечень, в котором к доврачебной медицинской помощи отнесен медицинский массаж (пункт 1 Перечня), а к амбулаторно-поликлинической помощи - косметология терапевтическая (подпункт "в" п. 2 Перечня).
В соответствии с номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубовым 12 июля 2004 года, к простым медицинским услугам отнесены следующие виды услуг, относящиеся к типу услуг "Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)" (код А 21).
В разделе А21 (лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, мануальная терапия) ОК ПМУ 91500.09.0001-2001 приведены простые медицинские услуги, в том числе общий массаж.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что при оказании услуг, которые включены в указанные Перечни, следует получить лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности.
Таким образом, распространение рекламного модуля медицинского центра ООО "РТС" "Любимый доктор" об оказании услуг по массажу, являющегося простой медицинской услугой, без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию суд первой инстанции правомерно признал ненадлежащей рекламой, противоречащей требованиям ч.7 ст.24 Федерального закона N 38-ФЗ.
Рекламодатель в соответствии с законодательством несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ООО "РТС" имело возможность для соблюдения требований законодательства, предъявляемых к рекламе оказываемых им медицинских услуг, однако всех зависящих от него мер по их выполнению не приняло.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
В данном случае факт правонарушения и вина ООО "РТС" в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2009 года N А08-681/2009, текстом рекламы, опубликованным в журнале.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества на основании ст.2.9 КоАП РФ не усматривается, поскольку в результате распространения незаконной рекламы возникла существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы медицинских услуг, здоровью потребителей. Установленные законом требования к рекламе медицинских услуг, нарушенные обществом, направлены на обеспечение надлежащего качества медицинских услуг и непосредственно связаны с предупреждением возможных вредных последствий для здоровья и жизни пациентов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 29 января 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2010 года по делу N А65-36703/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "РТС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36703/2009
Истец: ООО "РТС", г.Казань
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной антимонопольной службы, г. Казань
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1621/2010