г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена: 07 мая 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 мая 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от ООО "Кулинар" - не явился, извещен,
от Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2010 года
по делу N А65-3717/2010 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кулинар", г. Казань
к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань,
о наложении административного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кулинар" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - ответчик) о признании незаконным постановления N 986 от 17.02.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст.2.10 КоАП РТ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие. Возражения по апелляционной жалобе заявителем изложены в представленном отзыве.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст. 266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
В ходе проверки установлено, что ООО "Кулинар" предоставило недостоверные сведения в декларации о розничной продаже за январь 2010 г. в отношении наименования поставщика алкогольной продукции.
16.02.2010г. составлен протокол осмотра N 009887, получены объяснения у бухгалтера, 16.02.2010г. составлен протокол N 000229 об административном правонарушении.
На основании указанных документов вынесено постановление N 986 от 17.02.2010г. о привлечении заявителя к административной ответственности, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ст.2.10 КоАП РТ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Арбитражный суд первой инстанции, вынося судебный акт, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота.
Согласно п.5 ст.14 Закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
На территории Республики Татарстан декларирование розничной продажи алкогольной продукции, порядок представления и форма деклараций о розничной продаже алкогольной продукции утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2005г. N 616 "О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан".
В соответствии с п.1.4 Порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции (утв. постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N616) информация, отражаемая в Декларации, должна соответствовать фактическому поступлению, расходованию и наличию алкогольной продукции за отчетный период (день или месяц), данным первичного, бухгалтерского, налогового учета Декларанта, а также сведениям об объеме розничной продажи алкогольной продукции, представляемым Декларантом в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 22.10.2009г. N 49-ЗРТ "О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях", вступающим в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликован в газете "Республика Татарстан" от 27.10.2009г. N 215), КоАП РТ дополнен статьей 2.10.
На основании ст.7.2 КоАП РТ орган, осуществляющий государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Татарстан, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.2.8, 2.10 КоАП РТ (изменения внесены Законом Республики Татарстан от 22.10.2009г. N 49-ЗРТ).
В соответствии со ст.2.10 КоАП РТ сообщение недостоверных сведений в декларации о розничной продаже алкогольной продукции либо непредставление в установленные сроки такой декларации влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц, в размере от 10 000 до 20 000 руб.
В соответствии с п.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указано судом, в данном случае заявителем было допущено пренебрежительное отношение к возложенным на него публично-правовым обязанностям, приведшее к предоставлению недостоверных сведений в декларации о розничной продаже за январь 2010 г. в части указания наименования поставщика.
Исследование имеющихся в материалах дела доказательств, позволяет сделать вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст.2.10 КоАП РТ и общество правомерно привлечено к административной ответственности в сумме 10 000 руб.
Процессуальных нарушений не установлено, протокол составлен 16.02.2010г., постановление вынесено 17.02.2010 г. в присутствии генерального директора ООО "Кулинар" Салиной А.А.
Ответчиком назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.2.10 КоАП РТ.
Между тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При этом, в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, а также тот факт, что выявленные нарушения явились следствием ошибочного указания организации поставщика ввиду схожести наименований ООО "Алкоторг" и ООО "Агроторг", не приведшее к искажению информации общего объема реализации, поступления и расходования алкогольной продукции за отчетный период, правомерно квалифицировал совершенное ООО "Кулинар" правонарушение, как малозначительно.
В данном случае, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ; применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности
Пунктом 17 Постановления Пленума от 02.06.2004 N10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Судебная коллегия апелляционного суда считает, что Арбитражным судом Республики Татарстан полно, всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2010 года по делу N А65-3717/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3717/2010
Истец: ООО "Кулинар", г.Казань
Ответчик: Ответчики, Государственная инспекция РТ по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3617/2010