г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г.,
судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от ООО "Статус-Проф" - представитель не явился, извещено,
от Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2010 года апелляционную жалобу ООО "Статус-Проф"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2010 года
по делу N А65-5483/2010, судья Хамитов З.Н.,
принятое по заявлению ООО "Статус-Проф", г.Казань,
к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород,
о признании незаконным и отмене постановления от 03 марта мая 2010 года N 04-10/49 о назначении административного наказания по ст.15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Статус-Проф" (далее - ООО "Статус-Проф", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление Росфинмониторинга, административный орган) от 03 марта 2008 года N 04-10/49 о назначении административного наказания по ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Решением суда от 09 апреля 2009 года в удовлетворении заявления ООО "Статус-Проф" отказано в связи с тем, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности не усмотрено.
В апелляционной жалобе ООО "Статус-Проф" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Статус-Проф" не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В ходе проведенной Управлением Росфинмониторинга проверки было установлено, что ООО "Статус-Проф" осуществляет лизинговую деятельность, о чем свидетельствуют: 1) п.2.3 ст.2 устава ООО "Статус-Проф", утвержденного в новой редакции протоколом общего собрания участников от 29 июля 2008 года N 4; 2) выписка из ЕГРЮЛ от 13 февраля 2010 года N113040216201021032738, согласно которой основным видом экономической деятельности ООО "Статус-Проф" является финансовый лизинг (ОКВЭД 65.21); 3) договоры финансовой аренды (лизинга), заключенные ООО "Статус-Проф", а также иные документы и информация, содержащиеся в материалах дела.
Проверкой было установлено, что в проверяемый период ООО "Статус-Проф" заключило ряд договоров лизинга на сумму, превышающую 600 000 рублей, по условиям которых ООО "Статус-Проф" выступало лизингодателем, а именно: 1) договор лизинга от 02 марта 2009 года N 54ЛЗ с ООО "Производственно-строительная фирма "Лидер-Групп" (ИНН 1657077964) на сумму 1 000 000,00 руб. Имущество было передано лизингополучателю по акту приема-передачи от 16 марта 2009 года. Сведения о данной сделке надлежало отправить в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 17 марта 2009 года, однако сведения о данной операции направлены в Росфинмониторинг 18 марта 2009 года, то есть с нарушением установленного законом срока; 2) договор лизинга от 14 мая 2009 года N 55ЛЗ с ООО "ТК "Эллада-Бизнес" (ИНН 1655149564) на сумму 1 105 000,00 руб. Имущество было передано лизингополучателю по акту приема-передачи от 02 июня 2009 года. Сведения о данной сделке надлежало отправить в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 03 июня 2009 года, однако сведения о данной операции направлены в Росфинмониторинг 04 июня 2009 года, то есть с нарушением установленного законом срока; 3) договор лизинга от 28 мая 2009 года N 56ЛЗ с ООО "ПАРТНЕР" (ИНН 1644051091) на сумму 732 860,00 руб. Имущество было передано лизингополучателю по акту приема-передачи от 05 июня 2009 года. Сведения о данной сделке надлежало отправить в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 08 июня 2009 года, однако сведения о данной операции направлены 09 июня 2009 года, то есть с нарушением установленного законом срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности, к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Таким образом, ООО "Статус-Проф" нарушило требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.
Кроме того, в ООО "Статус-Проф" не организован внутренний контроль, что подтверждается материалами проверки.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Правила внутреннего контроля ООО "Статус-Проф" разработаны, утверждены руководителем организации 24 декабря 2007 года, в МРУ Росфинмониторинга по ПФО согласованы (уведомление о согласовании от 11 января 2008 года N 04-15/27).
Однако указанные правила внутреннего контроля требованиям действующего законодательства не соответствуют.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - постановление Правительства от 05 декабря 2005 года N715), требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам. Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01 ноября 2008 года N256 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций.
Правила внутреннего контроля ООО "Статус-Проф" квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, соответствующих действующему законодательству, не содержат.
Таким образом, правила внутреннего контроля ООО "Статус-Проф" не учитывают изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон N 115-ФЗ в 2008-2009 годах, и, следовательно, не могут обеспечить организацию надлежащей работы, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и направлению сведений о них в уполномоченный орган, что свидетельствует о том, что внутренний контроль в ООО "Статус-Проф" не организован.
Следовательно, ООО "Статус-Проф" нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.
По результатам проверки административным органом 17 февраля 2010 года был составлен акт проверки N 6 и протокол об административном правонарушении N04-10/49, на основании которого 03 марта 2010 года было вынесено постановление N04-10/49 о назначении административного наказания по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В соответствии со ст.15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, является установленный Федеральным законом N 155-ФЗ порядок контроля финансирования, хранения и предоставления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Согласно ст.5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сданным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В силу ст.3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст.4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
В соответствии со ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п.10 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ).
В ООО "Статус-Проф" внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами проверки: Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Таким образом, факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ, доказан и подтвержден материалами дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе рассмотрения дела установлено, что факты нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а также в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, отраженные в протоколе об административном правонарушении от 17 февраля 2010 года N 04-10/49, имели место и не оспариваются.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ст. 3, 7 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по представлению информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что никакие объективные обстоятельства не препятствовали обществу в установленном порядке и в предусмотренные законом сроки выполнить требования законодательства.
Общество, имея возможность для соблюдения требований законодательства, не предприняло все необходимые меры для недопущения вменяемого ему административного правонарушения, то есть пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям права.
Принимая во внимание то, что нормативные правовые акты в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике "Российской газете", ООО "Статус-Проф" с 2008 года состоит на учете в Управлении Росфинмониторинга, у ООО "СТАТУС-ПРОФ" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "Статус-Проф" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.
В связи с изложенным общество обоснованно было привлечено к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Государство, признавая правонарушения, совершаемые в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм общественно опасными, устанавливает правовые запреты на их совершение. Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан общества и государства, а предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Безразличное отношение юридических лиц/их должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не применил ст.2.9 КоАП РФ.
Принятие обществом в новой редакции правил внутреннего контроля не освобождает общество от административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, также как и не свидетельствует о малозначительности совершенного им правонарушения, поскольку факт нарушения имел место, а устранение последствий нарушения не может служить основанием для признания правонарушения малозначительным, данное обстоятельство может быть расценено как обстоятельство, смягчающее ответственность.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 09 апреля 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2010 года по делу N А65-5483/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Статус-Проф" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5483/2010
Истец: ООО "Статус-Проф", г.Казань
Ответчик: Ответчики, Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу г. Нижний Новгород, г. Нижний Новгород
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4476/2010