г. Пермь |
|
|
N 17АП-3649/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой М.С.
судей Няшина В.А., Хаснуллиной Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клочковой Л.В.,
при участии:
от истца (общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Эхнатон") - не явились, поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя истца,
от ответчика (муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска") - не явились,
от ответчика (Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска) - не явились,
от ответчика (Управление по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска) - не явились
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 февраля 2010 года
по делу N А71-19384/2009, вынесенное судьей Сидоренко О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Эхнатон"
к муниципальному учреждению "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска", Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, Управлению по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска
о взыскании долга по муниципальному контракту,
УСТАНОВИЛ:
ООО Строительная компания "Эхнатон" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска" о взыскании долга по муниципальному контракту от 26.05.2009 N 1 в размере 543 964 руб.
Определением суда от 26 января 2010 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска и Управление по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска (л.д. 61-62).
Решением суда от 25 февраля 2010 года исковые требования удовлетворены (л.д. 80-84).
Ответчик (Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска) с решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить в части взыскания задолженности с МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы.
В силу ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ.
МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска", являясь юридическим лицом и стороной по контракту, в силу ст. 48 ГК РФ самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, следовательно, надлежащий ответчик определен нормами действующего законодательства и самим контрактом.
В рассматриваемом случае денежные обязательства возникли у получателя бюджетных средств - МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска". У муниципального образования могут существовать только бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Управление финансов Администрации г. Ижевска в силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета.
На основании ст. 158, п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств, исполняющим соответствующую часть бюджета, в данном случае является Управление по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска. Вывод суда о том, что Управление финансов Администрации г. Ижевска - уполномоченный орган, у которого находятся выделенные бюджетные средства, является ошибочным.
Объемы бюджетных ассигнований, лимиты бюджетных обязательств и их распределение между подведомственными получателями бюджетных средств отражаются на основании уведомлений в адрес получателя бюджетных средств на лицевом счете получателя бюджетных средств (п.п. 25, 29 раздела 4.1 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов Администрации г. Ижевска лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета г. Ижевска).
Ответчик (Управление по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором приведены следующие доводы.
Указанная задолженность возникла не по вине МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска" и Управления по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска. Учреждением добросовестно приняты выполненные по муниципальному контракту работы, платежные поручения были представлены к оплате в Управление финансов Администрации г. Ижевска, где данный контракт был поставлен на учет в установленном порядке.
Управление по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска довело до учреждения выделенные лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств Управлением финансов не были уменьшены. Таким образом, Управление по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска выполнило свои обязанности, предусмотренные ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в установленном порядке в пределах выделенных бюджетных средств.
Обязанность МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска" по оплате выполненных по муниципальному контракту работ является денежным обязательствам самого бюджетного учреждения. Однако у учреждения отсутствуют лимиты бюджетных обязательств, в пределах которых может быть обеспечено исполнение судебного решения.
Собственником имущества указанного муниципального учреждения является муниципальное образование "город Ижевск", которое было представлено в суде в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска на основании п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ.
Взыскание денежных средств с Управления по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска не может быть осуществлено на практике, поскольку бюджетные средства на указанные цели для Управления не предусмотрены.
Управление финансов Администрации г. Ижевска является финансовым органом Муниципального образования "город Ижевск", отвечающим по обязательствам публично-правового образования. Согласно п.п. 1, 2, 3, 5 раздела II Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска данный орган осуществляет организацию исполнения и казначейское исполнение бюджета г. Ижевска. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о взыскании задолженности за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска.
Ответчик (МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска") представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором пояснил следующее.
Поскольку расчетные и лицевые счета муниципального учреждения находятся в Управлении финансов Администрации г. Ижевска оплата платежных поручений учреждения проводится через данное Управление. МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска" неоднократно обращалось к Управлению с требованиями об оплате выполненных работ, о чем свидетельствуют письма от 10.11.2009 N 322/01-29, от 26.10.2009 N 315/01-29, от 10.12.2009 N 357/01-29.
Истец (ООО Строительная компания "Эхнатон") представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором привел следующие возражения относительно доводов жалобы.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона и уведомлению о лимитах бюджетных обязательств N 751 источником финансирования работ, выполняемых по контракту, является бюджет Муниципального образования "город Ижевск".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта является само муниципальное образование, в данном случае - муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска. Соответственно, сумма долга подлежит взысканию за счет казны муниципального образования "город Ижевск".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26 мая 2009 года по итогам проведения открытого аукциона от 14.05.2009 (протокол открытого аукциона N 2) между ООО Строительная компания "Эхнатон" (Подрядчик) и МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска" (Заказчик) заключен муниципальный контракт N 1 на выполнение работ по текущему ремонту зрительного зала в Муниципальном учреждении "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска" согласно дефектной ведомости в соответствии с условиями контракта (л.д. 12-13).
Стоимость работ по настоящему контракту составляет 730 000 руб. и является неизменной (п.п. 2.1, 2.2 контракта).
Порядок расчетов предусмотрен в разделе 5 контракта. В соответствии с пунктом 5.2 контракта оплата производится на основании подписанного акта выполненных работ по форме КС-2 и предоставленного счета-фактуры.
Муниципальный контракт от 26.05.2009 N 1 поставлен на учет в Управлении финансов Администрации г. Ижевска. Согласно извещению о проведении открытого аукциона и уведомлению о лимитах бюджетных обязательств N 751 источником финансирования работ, выполняемых по контракту, является бюджет муниципального образования "город Ижевск".
Подрядчик по мотиву, что работы по контракту им выполнены в полном объеме, а ответчиком оплачены только в сумме 186 036 руб., обратился в арбитражный суд с иском, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования на основании ст. ст. 309, 310, 702, 711 Гражданского кодекса РФ, исходил из следующего.
Проанализировав содержание муниципального контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по своей правовой природе данный контракт является муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, следовательно, правоотношения сторон по указанному контракту регулируются нормами §1, §3, §5 гл. 37 Гражданского кодекса РФ.
Факт выполнения Подрядчиком работ, указанных в контракте, подтвержден актами о приемке выполненных работ (ф. КС-2) и справками о стоимости выполненных работ (ф. КС-3), которые подписаны сторонами без замечаний (л.д. 15-18, 22-25, 30-31).
Согласно представленному в материалы дела акту сверки взаимных расчетов за период с января 2009 года по ноябрь 2009 года (л.д. 26), а также платежному поручению от 24.09.2009 N 188 (л.д. 29) Заказчиком работы оплачены на сумму 186 036 руб. 00 коп., задолженность составила 543 964 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт выполнения истцом работ и принятия их ответчиком, вследствие чего у ответчика в соответствии со статьями 711, 762 Гражданского кодекса РФ возникло обязательство по оплате результата работ.
Поскольку доказательств, подтверждающих оплату выполненных работ по муниципальному контракту в оставшейся части, ответчиком не представлено, то требование истца о взыскании задолженности в размере 543 964 руб. 00 коп. заявлено истцом обоснованно и удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании задолженности подлежит удовлетворению за счет казны Муниципального образования "город Ижевск". Доводы заявителя жалобы, о том, что задолженность за выполненные работы должна быть взыскана с Управления по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска как с распорядителя бюджетных средств, исполняющего соответствующую часть бюджета, отклоняются, исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст. 764 ГК РФ муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска", являясь юридическим лицом и стороной по муниципальному контракту от 26.05.2009 N 1, самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Поскольку при заключении муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики, действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование. Муниципальный контракт, заключенный для муниципальных нужд, должен оплачиваться из средств казны муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно разъяснениям, данным в постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" и N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", от имени собственника имущества учреждения выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетным средствами через открытые в установленном порядке лицевые счета. Заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств.
Нормами ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе муниципального образования, т.е. в Управлении финансов Администрации г. Ижевска.
Муниципальный контракт от 26.05.2009 N 1 был поставлен на учет и включен в обязательства в финансовом органе - Управлении финансов Администрации г. Ижевска 01 июня 2009 года, что подтверждается отметкой Управления финансов Администрации г. Ижевска на контракте (л.д. 67-68), с присвоением учетного номера бюджетного обязательства - N 751 (л.д. 69).
Согласно представленному в материалы дела извещению о проведении открытого аукциона и уведомлению о лимитах бюджетных обязательств N 751 источником финансирования работ, выполняемых по контракту, является бюджет муниципального образования г. Ижевска (л.д. 65-66).
Таким образом, надлежащим должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта, является само муниципальное образование, в данном случае муниципальное образование "город Ижевск" в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты работ бюджетные средства.
Удовлетворение судом требований истца за счет казны муниципального образования г. Ижевска в лице Управления финансов Администрации г.Ижевска соответствует нормам ст. 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21.
Требование истца о возмещении ему судебных издержек на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей обоснованно признано судом первой инстанции правомерным.
Размер понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей и факт выплаты указанной денежной суммы истцом подтвержден документально: в материалах дела имеется договор о правовом обслуживании от 10.12.2009 (л.д. 32), квитанции к приходным кассовым ордерам N 44, N 198 (л.д. 63-64).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Управление финансов Администрации г. Ижевска, которое в силу положений пп.1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 февраля 2010 года по делу N А71-19384/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
М.С. Крымджанова |
Судьи |
В.А. Няшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-19384/2009
Истец: ООО Строительная компания "Эхнатон"
Ответчик: Ответчики, МУ "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г.Ижевска, Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г.Ижевска, Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска
Третье лицо: Третьи лица