г. Пермь |
|
|
N 17АП-4627/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н. А.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова: не явились,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике: Шишов П.И. по доверенности N 89 от 11.11.2009; Атаманова Н.А. по доверенности N 96 от 11.11.2009; Литвинова Л.Д. по доверенности N 90 от 11.11.09,
от третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Глазова: не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 марта 2010 года
по делу N А71-691/2010, принятое судьей Буториной Г.П.
по заявлению Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике,
третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Глазов,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, г. Глазов обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск (далее - Управление), выразившихся в сообщении от 27.11.2009 N 05/027/2009-013 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с постройками, расположенный по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 3 и о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск 30 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителей.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Глазов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике г. Ижевска, выразившиеся в сообщении от 27.11.2009 N 05/027/2009-013 об отказе в государственной регистрации права собственности Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазова на жилой дом с постройками, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Пионерская, 3, как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Кроме того, арбитражный суд взыскал с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в пользу Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазова в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2 000 руб. и 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заинтересованное лицо с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указано на неправильное применение арбитражным судом норм материального права. Как указывает заявитель апелляционной жалобы, поскольку Местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазов является юридическим лицом, положения статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ о регистрации применению не подлежат. Данное лицо при обращении в регистрирующий орган не представило в полном объеме документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимости, а именно - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Оспаривается в жалобе и вывод арбитражного суда о том, что кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, не полностью завершенный строительством, не оформляется. Заявитель апелляционной жалобы считает, что приостановление государственной регистрации является правом регистрирующего органа, которым при сложившихся обстоятельствах данный орган не воспользовался.
Заявитель направил в арбитражный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы. Кроме того, данная сторона просила повторно рассмотреть вопрос о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
Третье лицо также представило в арбитражный суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь при этом на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Заявитель, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
При этом, до начала судебного заседания суда апелляционной инстанции от местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном разбирательстве Арбитражного суда Удмуртской Республики.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев данное ходатайство в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом возражений представителя заинтересованного лица, руководствуясь частями 3, 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его удовлетворения, поскольку указанное в ходатайстве обстоятельство не может служить основанием для отложения судебного разбирательства. Представлять интересы заявителя, являющегося юридическим лицом, в судебном заседании может любой другой представитель по доверенности. Обосновывающий позицию заявителя по делу мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в адрес арбитражного суда апелляционной инстанции к моменту судебного заседания суда поступил. Кроме того, в силу приведенных процессуальных норм отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.05.2005 продавец и Местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова (покупатель) заключили договор купли - продажи (далее - договор купли-продажи) (л.д. 32), согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельный участок, площадью 0,0541 га, с размещенным на нем жилым домом с надворными постройками, находящийся по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, д. 3.
В кадастровом плане земельного участка от 05.04.2005 N 28/05-551 (л.д. 34) определены категория земель и его разрешенное использование - земли поселений для обслуживания жилого дома с надворными постройками.
Из материалов дела следует и то, что Местной религиозной организацией Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова 08.05.2008 Администрацией г. Глазова было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства N RU18302000-143008 (л.д. 36).
В последующем на жилой дом с постройками, расположенный по адресу УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 3, был составлен технический паспорт от 24.09.2009 (л.д. 37-44) и кадастровый паспорт от 28.09.2009 (л.д. 46-47).
27.11.2009 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права собственности, ссылаясь при этом на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (непредставление необходимых для регистрации документов, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и документа подтверждающего уплату государственной пошлины в установленном размере).
Полагая, что отказ в регистрации права собственности на вновь возведенный жилой дом с надворными постройками нарушает право заявителя на возникновение права собственности на недвижимое имущество, на владение, пользование и распоряжение собственностью в полном объеме, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазова, арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, исходил из того, что до 01.01.2015 единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, являющимся основанием для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, признается его кадастровый паспорт; а поскольку учету в отделе технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), кадастровый паспорт жилого здания может быть составлен только на полностью завершенный строительством и поставленный на государственный учет жилой дом, следовательно, кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, не полностью завершенный строительством, не оформляется. На основании данных посылок арбитражный суд пришел к выводу о том, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на оспариваемый объект недвижимости, признав действия регистрирующего органа незаконными и не соответствующими Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Кроме того, арбитражный суд указал на то, что Управление обязано было приостановить государственную регистрацию.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, регламентирующей порядок проведения государственной регистрации прав, предусмотрена обязательная правовая экспертиза документов, представленных для государственной регистрации права, в ходе которой устанавливается отсутствие основания для отказа в государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункты 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу требований пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав, в частности, являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Среди оснований для отказа в государственной регистрации прав в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрены, среди прочего, следующие случаи: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации от 27.11.2009, основанием для отказа послужило непредставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и документа, подтверждающего уплату госпошлины, в установленном размере.
В силу положений пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, установившей особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Между тем, в настоящем случае требовалась выдача разрешения на строительство. Указанное разрешение в отношении объекта капитального строительства было выдано Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Глазова.
При таких обстоятельствах документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и иной градостроительной документацией, в силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что для юридических лиц упрощенный порядок регистрации права собственности, установленный статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, не применим.
Указанная статья была введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", целью которого, исходя из его названия и содержания, является упрощение процедур оформления прав на отдельные объекты недвижимого имущества для граждан.
Следовательно, представленный заявителем на регистрацию кадастровый паспорт здания от 28.09.2009 не является для заявителя (юридического лица) основанием для регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Кроме того, суждение суда первой инстанции о том, что кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, не полностью завершенный строительством, не оформляется, является неверным. В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с указанным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости). Согласно положениям части 3 статьи 1, части 2 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона от сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, отражающего уникальные характеристики данного объекта. Форма кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства утверждена Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 (Приложение N 1), вступившим в силу с 01.03.2008. С учетом указанных положений в настоящее время составление кадастрового паспорта возможно как в отношении такого объекта недвижимости как здание (с учетом его назначения - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), так и в отношении объекта недвижимости, который находится на стадии строительства (объект незавершенного строительства).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими документами, необходимыми для проведения государственной регистрации прав, представляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, являющаяся доказательством получения документов на государственную регистрацию прав.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для организаций в размере 7 500 руб.
Как следует из материалов дела, 19.10.2009 заявителем на основании платежного поручения N 3 от 19.10.2009 была уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 100 руб. Указанное платежное поручение было представлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, что следует из расписки в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 59-60).
Из указанной расписки также следует, что заявитель был уведомлен о несоответствии представленных документов установленным требованиям, в том числе, об отсутствии всех необходимых для государственной регистрации документов.
Изложенные обстоятельства подтверждаются и пояснениями самого заявителя, содержащимися в исковом заявлении.
Сама по себе оплата государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в том числе произведенная до подачи заявления, без представления в регистрирующий орган соответствующих документов правового значения не имеет.
С учетом изложенного, поскольку заявитель еще 16.11.2009 был предупрежден о несоответствии представленных документов требованиям законодательства, обоснованно регистрирующий орган отказал заявителю в регистрации права, в том числе ссылаясь на то, что данным лицом не было представлено документов, которые свидетельствовали бы об оплате государственной пошлины в установленном законодательством размере.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006 N 293, соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что Управление обязано было приостановить государственную регистрацию, обнаружив при приеме документов, что Местной религиозной организацией госпошлина за регистрацию права собственности уплачена в размере 100 руб., вместо 7 500 руб.
Между тем, в настоящем случае обжалуется непосредственно отказ в государственной регистрации права. Само по себе приостановление Управлением государственной регистрации не повлекло бы в последующем принятия регистрирующим органом противоположного решения, поскольку, как было указано выше, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию заявителем в установленном законом порядке получено не было и, соответственно, не было представлено в Управление для государственной регистрации права.
Поскольку заявителем не представлены необходимые для проведения регистрации прав документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, заинтересованным лицом правомерно отказано в государственной регистрации.
Таким образом, оснований для признания действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск, выразившихся в сообщении от 27.11.2009 N 05/027/2009-013 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с постройками, расположенный по адресу: УР, г. Глазов, ул. Пионерская, 3, недействительными, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что заявителю в удовлетворении заявленных требований отказано, в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления о возмещении Местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, г. Глазов за счет заинтересованного лица судебных расходов на оплату услуг представителя следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 марта 2010 по делу N А71-691/2010 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 17АП-4627/2010
Истец: Местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Глазова
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Удмуртской Республике
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4627/2010