г. Челябинск |
N 18АП-3673/2010 |
|
Дело N А76-45766/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2010 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2010
по делу N А76-45766/2009 (судья Потапова Т.Г.),
при участии:
от государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N3 - Королевой И.Ю. (доверенность от 24.12.2009 N41),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее - истец, учреждение, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Механизация" (далее - ответчик, общество, ООО "Монолит-Механизация",страхователь) не принятых к зачету расходов на оплату стоимости путевок в размере 34 150 руб.
Решение суда от 02.03.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению учреждения, при неисполнении страхователем решения о непринятии к зачету, невозможно восстановить суммы не принятых к зачету расходов путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца в судебном заседании требования истца поддержал в полном объеме, по изложенный в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 19.02.2009 по 18.03.2009 на основании решения директора филиала от 19.02.2009 N 50 о проведении документальной выездной проверки учреждением была проведана выездная проверка ООО "Монолит-Механизация", в ходе которой проверены расходы на цели обязательного социального страхования, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки составлен акт от 15.05.2009 N 93с/с, в котором зафиксировано, что страхователем - плательщиком единого социального налога расходы на оплату путевок в детские санаторно-оздоровительные лагеря на оздоровление детей произведены с нарушением требований нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию, что привело к неправомерной оплате трех путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств фонда.
На основании акта проверки фондом вынесено решение от 16.07.2009 N 16/93 о непринятии к зачету расходов в сумме 34 150 руб., произведенных страхователем в счет средств, полученных от отделения фонда на цели обязательного социального страхования, а также предложено ответчику перечислить не принятую к зачету сумму на банковский счет отделения фонда.
В связи с не перечислением ООО "Монолит-Механизация" неправомерно израсходованных средств государственного социального страхования в размере 34 150 руб., учреждение направило в адрес общества требование от 16.06.2009 N 86/93 об уплате суммы расходов, не принятых к зачету на банковский счет отделения фонда в срок до 26.06.2009.
Так как указанное требование ответчиком не было выполнено, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции признал правомерными доводы учреждения относительно непринятия к зачету расходов, однако указал, что истец не вправе обращаться в арбитражный суд с требованием о взыскании расходов, составляющих часть неуплаченного единого социального налога.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством мер, направленных, в частности, на компенсацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения.
Статьей 11 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В пункте 18 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение), содержится аналогичная норма.
В соответствии с пунктом 26 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24 (действующих в проверяемый период) по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) фонда принимает: решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования; решение о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования; решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности; решение о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. При этом полномочия фонда не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.
Судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не опровергается, что ответчик является плательщиком единого социального налога. Следовательно, на него должны распространяться Федеральный закон N 165-ФЗ, Положение и Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.
Из указанных нормативных актов следует, что полномочия фонда по непринятию к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации либо не подтвержденных документами в установленном порядке, заключаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. Решения отделения (филиала отделения) фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении плательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
При неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для обращения с заявлением в арбитражный суд о возврате не принятых к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование.
Довод фонда о применении к данным правоотношениям ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, страховые выплаты, которые произвел Фонд социального страхования в лице его Челябинского филиала N 3, не являются для него убытками, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика, а не в результате нарушения его прав и причинения вреда.
В силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административный отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Фонд обладает правом контроля за действиями организации, проводит проверки, принимает обязательные для исполнения решения, т.е. обладает властными полномочиями. Вопросы расчетов по поводу использования страховых взносов должны решаться в рамках специального, а не гражданского законодательства.
Ссылка подателя жалобы на п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ также судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку названная правовая норма предусматривает право страховщика обращаться с исками о защите своих прав. Какие-либо обстоятельства, указывающие на нарушение прав фонда как страховщика, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные истцом и ответчиком доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2010 по делу N А76-45766/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-45766/2009
Истец: ГУ ЧРО ФСС РФ Челябинский филиал N 3, ГУ ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала N 3
Ответчик: Ответчики, ООО "Монолит-Механизация"
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3673/2010