Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2010 г. N 07АП-7767/10
г. Томск |
Дело N 07АП-7767/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего О.Б. Нагишевой
Судей: Л.А. Гойник Е.Г. Шатохиной
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от истца: Кормушева Я.И. по доверенности N 2-2-05/97 от 25.05.2010г.
от ответчиков:
от Кемеровской таможни - Боева Т.В. по доверенности N 27-17/638 от 26.01.2010г.
от ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" - Школяренко Е.В. по доверенности от 26.07.2010г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.07.2010г.
по делу N А27-6422/2010 (судья Шефер Л.М.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области
к открытому акционерному обществу "Западно-Сибирский металлургический комбинат", Сибирскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы Кемеровская таможня
о признании сделки недействительной
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области (далее - ТУ ФАУГИ по КО, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЗСМК", ответчик), Сибирскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы Кемеровская таможня (далее - Кемеровская таможня, ответчик) о признании сделки недействительной.
На основании статей 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области заменено на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее ТУ Росимущества в Кемеровской области) в связи с реорганизацией последнего в форме преобразования.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.07.2010г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В жалобе апеллянт указывает на то, что из содержания пункта 5.13 Указа Президента РФ от 12.05.2008г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" можно сделать вывод о том, что территориальное управление наделено правом на принятие имущества, а не обязанностью.
Истец считает, что принятие имущества не соответствует нормам статьи 249 Таможенного Кодекса Российской Федерации и действия по принятию товара следует рассматривать как безвозмездную сделку по принятию имущества.
В данном случае в качестве одаряемого выступает Российская Федерация в лице уполномоченных органов (Кемеровская таможня, а также ТУ Росимущества). Обязанность принять дар законодательством не предусмотрена, более того, согласно нормам статьи 573 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел такое право одаряемого как отказ от принятия дара.
Таким образом, отсутствие согласия территориального управления на принятие указанного имущества в качестве дара свидетельствует об отсутствии воли стороны на заключение безвозмездной сделки. Данные обстоятельства говорят о ничтожности сделки, а также об отсутствии оснований для принятия имущества в собственность государства.
В отзыве ОАО "ЗСМК" указывает, что суд пришел к обоснованному выводу о том, что правомерность разрешения таможенного органа на помещение товара под таможенный режим отказа в пользу государства не может быть рассмотрена в порядке искового производства по иску о признании сделки недействительной, поскольку спорные правоотношения не являются гражданско-правовыми.
Кемеровская таможня в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и обоснованным.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель Кемеровской таможни просил решение оставить без изменения по доводам указанным, в отзыве.
Представитель ОАО "ЗСМК" просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, указанным в отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ЗСМК" (покупателем) и фирмой "Гоша - ФОМ" (продавцом) заключен контракт N 5030006 на поставку комплекта коксовой батареи N 2 коксохимического производства ОАО "ЗСМК".
Принятие данного имущества в собственность повлечет для истца расходы, которые не были предусмотрены в бюджете управления на текущий год. Согласно калькуляции стоимость хранения данного имущества составляет 355 493,87руб.
Отношения по принятию имущества в собственность государства в рамках действующего гражданского законодательства, по мнению истца, следует рассматривать как договор дарения, поскольку сделка направлена на возникновение права собственности на передаваемое по договору имущество у одаряемого.
Полагая, что Кемеровская таможня, подписав акт приема-передачи имущества от ОАО "ЗСМК" выступила как сторона по договору дарения, который не соответствует нормам статьи 249 Таможенного Кодекса и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статьи 168, 572, 573 Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенные истцом в качестве правового основания исковых требований, не применимы к отношениям, возникающим в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и их таможенным оформлением.
Указанные правоотношения не являются гражданско-правовыми и не регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а регулируются таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Апелляционный суд соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, положенными в основание отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ТК РФ). Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 2 ст. 1 ТК РФ).
Таможенный режим, в свою очередь, не является гражданско-правовой сделкой.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Согласно статье 157 Таможенного кодекса Российской Федерации помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 5 Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства, утвержденной приказом ФТС России от 27.11.2003г. N 1342 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.12.2003. регистрационный N 5367), решение о разрешении помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее. Согласно положениям статьи 250 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность.
Таким образом, акт приема-передачи товаров от декларанта таможенному органу, который ошибочно рассматривается апеллянтом в качестве гражданско-правовой сделки (дарения), является уже следствием помещения товаров под соответствующий таможенный режим, предполагающий обращение товаров в федеральную собственность. При этом основанием для принятия таможенным органом товара является его статус помещенного под таможенный режим отказа в пользу государства.
Правоотношения, по поводу которых возник настоящий спор, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным правоотношениям, следовательно, положения статей 168, 572, 573 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы.
Арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ТУ Росимущества в Кемеровской области не наделено правом отказать в помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, либо правом отказать в принятии имущества, обращенного в федеральную собственность, вместе с тем ТУ Росимущества в Кемеровской области наделено полномочиями по распоряжению имуществом, обращенным в федеральную собственность.
В соответствии со статьей 431 Таможенного кодекса Российской Федерации распоряжение товарами и транспортными средствами осуществляется организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации, путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок учета, оценки и распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства, и кладами, определен Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003г. N 311.
Согласно пункту 2 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением:
а) имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, которое передается Федеральному агентству по культуре и кинематографии;
в) государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов и драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской Федерации в установленном им порядке;
г) недвижимого имущества, включая земельные участки, акций, долей в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, которые передаются в установленном порядке Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (его территориальному органу);
д) денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке зачисляются в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. N432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" функции РФФИ переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.11 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, а именно: организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение); организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества.
При осуществлении своих функций по учету, реализации, утилизации имущества обращенного в федеральную собственность, ТУ Росимущества в Кемеровской области не уполномочено давать оценку законности помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, равно как законности изъятия, конфискации и прочим актам государственных органов, явившимся основанием для обращения товаров в федеральную собственность. Указанные акты могут быть оспорены в установленном законом порядке определенным кругом субъектов. Согласие ТУ Росимущества по Кемеровской области на помещение товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, равно как на применение изъятия, конфискации и иных оснований обращения имущества в федеральную собственность, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, довод ТУ Росимущества по Кемеровской области о том, что спорное оборудование помещено под таможенный режим "отказ в пользу государства" в нарушение статьи 249 Таможенного кодекса Российской Федерации является несостоятельным.
ОАО "ЗСМК" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "механизмы передвижения для коксовых машин". В отношении указанного товара декларантом был заявлен таможенный режим "таможенный склад", в соответствии с которым товар хранился на территории таможенного склада ОАО "ЗСМК" в течение срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 218 Таможенного кодекса Российской Федерации.
По истечении трехлетнего срока хранения, ввиду отсутствия денежных средств для уплаты таможенных платежей, необходимых для выпуска товаров для внутреннего потребления, ОАО "ЗСМК" в соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении товара "механизмы передвижения для коксовых машин" заявлен таможенный режим "отказ в пользу государства".
В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации декларант вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации при соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (ст. 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
ОАО "ЗСМК" предоставило предусмотренное Инструкцией заявление о разрешении помещения товара под режим отказа в пользу государства (вх. N 8532-р от 24.12.08) (л.д. 58), а также обязательство о том, что все расходы, связанные с транспортировкой, хранением, проведением грузовых и иных операций с данным товаром несет ОАО "ЗСМК" (вх. N 8564-р от 25.12.08) (л.д.87).
Под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и включенные в перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, который устанавливается Правительством Российской Федерации. Товар, оформленный по ГТД N 10608052/261208/0000395, не запрещен к ввозу на территорию Российской Федерации. Перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, Правительством Российской Федерации не установлен.
Довод ТУ Росимущества в Кемеровской области о том, что помещение товара под таможенный режим отказа в пользу государства способно повлечь для государственных органов Российской Федерации расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров, преждевременно и безосновательно, в этой связи не может рассматриваться в качестве подтверждения неправомерности помещения товара под указанный таможенный режим.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.07.2010г. по делу N А27-6422/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
Л.А. Гойник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6422/10
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области
Ответчик: ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", Кемеровская таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7767/10