Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2010 г. N 07АП-7914/10
г. Томск |
Дело N 07АП-7914/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: Андрюшин А.Ю. по доверенности от 05.11.2008г. (до 31.12.2010г.)
от заинтересованного лица: Чалых А.Е. по доверенности от 03.09.2010г., Полякова Ю.А. по доверенности от 01.09.2010г.
от третьего лица: Резникова И.А. по доверенности от 12.08.2008г. (на 3 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 09 июля 2010 года по делу N А27-7025/2010 (судья Гуль Т.И.)
по заявлению Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
третье лицо: Государственному учреждение Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса"
о признании недействительными решения и предписания от 06.04.2010г.
УСТАНОВИЛ
Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (далее Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее Кемеровский УФАС, Управление) от 06.04.2010г. с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственного учреждения Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" (далее 3-е лицо, учреждение).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010г. заявленные Департаментом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением по делу, Кемеровским УФАС подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что тем, что Департаментом в нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", установленными Федеральным Законом от 08.11.2007г. N 257-ФЗ функциями и правами органа исполнительной власти Кемеровской области (по выдаче специальных разрешений), федерального органа исполнительной власти (по осуществлению весового и габаритного контроля) наделен хозяйствующий субъект - ГУ Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса"; Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.08.2007г. N 245 "О плате с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области " не могло являться основанием принятия Департаментом приказов от 31.01.2008г. N 20 и от 09.07.2008г. N 19, а Арбитражный суд Кемеровской области не мог принимать обжалуемое решение на основании данного Постановления, поскольку указанный нормативный правовой акт не соответствует имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту Федеральному Закону от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной системе в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности, издан с превышением полномочий.
Департамент в представленном отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным полагая, издание приказом Департаментом является только административно-распорядительным актом; полномочиями по выдаче специальных разрешений учреждение наделил высший орган государственной власти- Коллегии Администрации Кемеровской области издав постановление N 245 от 31.08.2007г., является действующим.
ГУ Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" в представленном отзыве возражает по доводам апелляционной жалобы; в силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 962 от 26.09.1995г. именно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание паты с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации , и организовать службы весового контроля.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда Кемеровской области.
Следуя материалам дела, оспариваемые решения и предписание приняты антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела N 92/А-15-2009, возбужденного в отношении Департамента по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 35-ФЗ "О защите конкуренции" по наделению хозяйствующего субъекта - ГУ Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" функциями и правами органа исполнительной власти Кемеровской области (по выдаче специальных разрешений) , федерального органа исполнительной власти (по осуществлению весового и габаритного контроля, в том числе по организации пунктов весового и габаритного контроля); признаки нарушений указанного закона обнаружены антимонопольным органом в результате проверки, проведенной на основании поручения Прокуратуры Кемеровской области.
Предписанием от 06.04.2010г. Департаменту предписано в срок до 30.04.2010г. отменить приказы N 20 от 31.01.2008г. "О наделении государственного учреждения "Кемеровская дирекция областного дорожного фонда" полномочием на выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", N 19 от 09.07.2008г. "О внесении изменений в приказ Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 31.01.2008г. N 20", в соответствии с которыми государственное учреждение исполняет функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации , а именно выдает специальные разрешения на движение транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также исключить из става учреждения п. 2.3.27 право на осуществление весового контроля транспортных средств на областных автомобильных дорогах общего пользования (том числе, с привлечением 3-х ли на конкретной (договорной) основе).
Как установлено, судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, спорные полномочия предоставлены учреждению на основании Постановления коллегии администрации Кемеровской области от 31.08.2007 г. N 245 "О плате с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области" (далее по тексту - Постановление N 245).
В соответствии с Уставом учреждение является бюджетным учреждением; получателем средств областного бюджета , в том числе средств, проученных бюджетом Кемеровской области из средств федерального бюджета в виде субвенций и (или) субсидий для финансирования работ на объектах дорожного комплекса Кемеровской области (п.10); создано с целью реализации государственной политики в сфере использования областных автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в отношении областных автомобильных дорог общего пользования ( п. 2.1.1).
Результатами проверки УФАС, установлено, что Учреждение осуществляет весовой контроль транспортных средств на областных автомобильных дорогах общего пользования; а также оформляет и выдает документы, необходимые и достаточные для взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по областным автомобильным дорогам общего пользования (в том числе, с привлечением 3-х лиц на контрактной (договорной) основе) п.2.3.27; 2.3.28 Устава.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлении от 17.07.1998г. N 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - она предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, доводы УФАС о том, что учреждение подведомственно Департаменту; получает доходы от оказания платных услуг, на основании которых антимонопольный орган сделал вывод о наделении Департаментом хозяйствующего субъекта Учреждения функциями и правами указанных органов в нарушении запрета, установленного ч.3 ст. 5 Федерального закона N 1З5-ФЗ "О защите конкуренции", отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, Кемеровским УФАС не учтено, что в настоящее время порядок выдачи специального разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не установлен (ч.5 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
В то же время действуют нормативные правовые акты, касающиеся как осуществления контроля транспортных средств на автомобильных дорогах, так и взимания платы за провоз тяжеловесных грузов, согласно которым этот порядок вправе устанавливать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, спорные полномочия Учреждение осуществляет с учетом Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 245, устанавливающим как порядок выдачи разрешения, так и порядок взимания платы и осуществления весового, габаритного контроля.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Федеральный Закон от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает возможность наделения подведомственных государственных учреждений отдельными полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( п. 4 ст. 19, п. 2 ст. 20), более того, в соответствии с п. 5 ст. 31 названного Закона порядок осуществления весового и габаритного контроля должен быть разработан уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2005г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" именно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации и организовать службы весового контроля.
Те обстоятельства, что такой порядок не разработан, а равно действие Инструкции по перевозке крупно-габаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (зарегистрирована в Минюсте от 08.08.1996г. N 1146), Кемеровским УФАС не оспаривается.
В соответствии с п.1.4 названной Инструкции, Приложением N 3 к ней выдача разрешений на перевозку крупногабаритных грузов по дорогам Кемеровской области осуществляет правопредшественник Учреждения - Кемеровская дирекция областного дорожного фонда.
С учетом действующих нормативных правовых актов Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление N 245 , которым утверждено Положение, устанавливающее как порядок выдачи разрешений, так и порядок взимания платы и осуществления весового контроля до вступления в силу Федерального Закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не противоречит данному закону, в связи чем, не может быть признано (постановление N 245) не соответствующим имеющую большую юридическую силу нормативному акту Федеральному Закону N 257-ФЗ и изданным с превышением полномочий, в том числе, и как выходящих за пределы предмета заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований считать, что Департамент нарушил запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 15 Федерального Закона "О защите конкуренции", следовательно, приказы Департамента и положения устава Учреждения в спорной части соответствуют действующему порядку.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, а выводы суда - установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным по делу доказательствам; не подлежащим переоценки, в связи с чем, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2010 г. по делу N А27-7025/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7025/2010
Истец: Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области
Ответчик: УФАС по Кемеровской области
Третье лицо: Государственное учреждение Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса"