г. Киров |
|
|
Дело N А17-1074/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ольковой Т.М.,
судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скопиной О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТДЛ Текстиль"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2010
по делу N А17-1074/2010, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТДЛ Текстиль"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТДЛ Текстиль" (далее - Общество, заявитель, ООО "ТДЛ Текстиль") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2010 N 10107000-119/2009/24-10/1 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за непереоформление паспорта сделки.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2010 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, оспариваемое постановление признать недействительным. Считает выводы суда об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу со стороны Костромской таможни, не соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представленное 01.06.2010 посредством факсимильной связи письменное дополнение к апелляционной жалобе апелляционным судом к рассмотрению не принимается, поскольку нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такой процессуальный порядок направления жалобы и дополнения к ней не предусмотрен, кроме того, отсутствует доказательство направления указанного дополнения в адрес Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области. В силу статьи 260 АПК РФ апелляционные жалобы подаются в суд в письменной форме и подписываются уполномоченным лицом, к жалобе прилагается документ, подтверждающий направление ее другим лицам, участвующим в деле.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, требование ООО "ТДЛ Текстиль" об отмене решения Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2010 просит оставить без удовлетворения. При этом указывает, что Костромская таможня предприняла все необходимые и достаточные меры для надлежащего уведомления законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Костромская таможня при проведении общей таможенной ревизии Общества установила следующее.
В соответствии с п. 3 контракта оплата за товар, поставляемый по Контракту, должна быть осуществлена в течение 30 календарных дней с даты получения покупателем полного комплекта документов, но не позднее 60 календарных дней с даты отгрузки товара (при условии получения покупателем полного комплекта платежных документов); датой отгрузки считается дата штампа таможни "Выпуск разрешен" в CMR.
30.06.2009 Обществом закрыт паспорт сделки N 09010038/1481/0412/1/0 в Ивановском отделении N8639 в связи с переводом указанного контракта на расчетное обслуживание в филиал "Вознесенский" АКБ "Инвестторгбанк" в г. Иваново, в котором оформлен паспорт сделки N 09060027/2763/0001/1/0.
В графе 6 "Специальные сведения о контракте" раздела 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" паспорта сделки N 09010038/1481/0412/1/0 резидентом указано: оплата за товар должна быть осуществлена в течение 30 календарных дней с даты получения покупателем полного комплекта документов, но не позднее 60 календарных дней с даты отгрузки товара. В графе 6.2 "Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата)" проставлено "60 дней".
Во исполнение Контракта, Общество поставило нерезиденту товар по ГТД N N 10107020/280109/0000245,10107020/280109/0000247, 10107020/280109/0000252, 10107020/280109/0000256 (дата выпуска согласно штампу таможенного органа "Выпуск разрешен" - 29.01.2009).
На основании пунктов 3.15, 3.15 (1), 3.16 Инструкции N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) у резидента возникла обязанность в срок не позднее 13.02.2009 переоформить паспорт сделки N 09010038/1481/0412/1/0, в связи с подписанием соглашения о закупочной цене от 11.02.2009.
Усмотрев в действиях ООО "ТДЛ Текстиль" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, Костромская таможня составила протокол об административном правонарушении от 01.02.2010, на основании которого Управление вынесло постановление от 12.02.2010 N 10107000-119/209/24-10/1 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей за непереоформление паспорта сделки (л.д.88, 118).
Управление пришло к выводу, что на основании изменений, внесенных 11.02.2009 в условия оплаты за поставленный товар по Контракту соглашением о закупочной цене N 02500823 (версия 2.1), Общество обязано было внести соответствующие изменения в графу 6 раздела 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" паспорта сделки в срок не позднее 13.02.2009. Кроме того, при оформлении графы 6.2 резиденту следовало учесть положение Инструкции N117-И, в соответствии с которым при наличии в контракте нескольких сроков оплаты поставленного товара указывается наименьший срок.
ООО "ТДЛ Текстиль", не согласившись с принятым постановлением, обжаловало его в Арбитражный суд Ивановской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным Законом Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 названного закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Единые правила оформления паспортов сделок (далее - ПС) введены Инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно пункту 3.15 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС следующие документы: два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для переоформления ПС по контракту в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Пунктом 3.15(1) Инструкции N 117-И установлено, что резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Согласно порядку заполнения паспорта сделки (приложение 4 к Инструкции N 117-И) в пункте 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" листа N 2 паспорта сделки поле заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. В случае отсутствия указанных условий в контракте поле не заполняется.
В пункте 6.2 "Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата)" указывается:
"0000" - в случае предоставления нерезидентом резиденту коммерческого кредита в виде предварительной оплаты в размере 100 процентов при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации или предоставления нерезидентом резиденту отсрочки платежа в размере 100 процентов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
"nnnn" - где "nnnn" - количество календарных дней от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа) или количество календарных дней от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата, авансовый платеж). При наличии в контракте нескольких указанных в настоящем абзаце сроков указывается наименьший срок. Если указанный срок превышает три года - указываются символы "СВТР". При отсутствии в контракте срока возврата перечисленных нерезиденту денежных средств за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары пункт заполняется исходя из установленного контрактом срока от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров. Указанные в настоящем пункте сроки рассчитываются резидентом самостоятельно исходя из условий контрактов.
Пунктами 2.1, 2.2 "Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (утверждены ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П) установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Период для представления в уполномоченный банк в соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П документов, указанных в пункте 2.2 Положения, в установленном порядке не должен превышать 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
Исходя из смысла приведенных норм, паспорт сделки, как документ валютного контроля, должен содержать те положения договора, которые отражают существенные условия о сроках и порядке расчетов, необходимые для целей осуществления валютного контроля.
Изменения в Контракт, внесенные соглашением о закупочной цене от 11.02.2009 N 02500823 являются существенными, действовали в течение трех месяцев, следовательно, должны быть отражены в разделе 6 "Специальные сведения о контракте" листа 2 паспорта сделки.
Представленное в материалы дела письмо "ИКЕА Сапплай АГ" от 23.01.2010 (л.д. 114 оборотная сторона) не меняет существо соглашения от 11.02.2009 N 02500823, которым стороны фактически изменили условия оплаты, содержащиеся в пункте 3 Контракта на период с 16.02.2009 по 16.05.2009.
Поскольку товары по Контракту от 26.12.2008 согласно ГТД N N 10107020/280109/0000245, 10107020/280109/0000247, 10107020/280109/0000252, 10107020/280109/0000256 вывезены с таможенной территории Российской Федерации 29.01.2009, справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, должны быть представлены в уполномоченный банк не позднее 13.02.2009, в этот же срок должен быть переоформлен паспорт сделки N 09010038/1481/0412/1/0.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что паспорт сделки с учетом заключенного соглашения о закупочной цене от 11.02.2009 N 02500823 (версия 2.1) Обществом не переоформлялся. Данный факт заявитель не оспаривает.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности переоформить паспорт сделки в установленный законом срок, не установлено. Следовательно, вина ООО "ТДЛ Текстиль" в совершении административного правонарушения имеет место.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об оспаривании постановления от 12.02.2010 N 10107000-119/2009/24-10/1 о привлечении к административной ответственности суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Данный вывод суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и основан на правильном применении норм административного законодательства.
ООО "ТДЛ Текстиль" не согласно с выводом суда об отсутствии нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а именно о ненадлежащем извещении Общества о составлении протокола об административном правонарушении.
Указанный довод заявителя жалобы суд апелляционной инстанции находит необоснованным.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Костромская таможня письмом от 28.01.2010 N 14-10/363, направленным факсимильной связью по номеру 591111 на имя генерального директора Общества, известила ООО "ТДЛ Текстиль" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении с объяснением существа правонарушения, указав контактный телефон (л.д. 84-85). Согласно отчету об отправке письмо получено Обществом 28.01.2010 в 14 час. 47 мин. (л.д.86). Номер факса совпадает с номером факса, указанным в исходящих документах Общества (л.д. 4, 44).
Дополнительно, 29.01.2010 Костромская таможня направила по месту нахождения Общества в соответствии с его учредительными документами телеграмму с информацией о вызове законного представителя Общества на 01.02.2010 на 11 часов, которая согласно отметке органа почтовой связи от 29.01.2010 вручена администратору Общества (л.д. 87).
Нормами КоАП РФ не предусмотрена необходимость вручения почтовой корреспонденции непосредственно руководителю юридического лица. Получение почтового отправления администратором по месту нахождения Общества является надлежащим извещением о дате совершения в отношении юридического лица процессуальных действий в рамках возбужденного административного производства.
По смыслу пункта 24.1 названного выше постановления Пленума извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Таким образом Костромской таможней были приняты достаточные меры для извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении.
Довод заявителя о нарушении его права на защиту в связи с вручением телеграммы 29.01.2010 при назначении даты составления протокола на 01.02.2010 подлежит отклонению как несостоятельный. В этот период Общество имело возможность заявить ходатайство об отложении составления протокола в силу статьи 24.4 КоАП РФ, но не сделало этого.
На основании изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Костромской таможней были соблюдены требования по надлежащему извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2010 по делу N А17-1074/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТДЛ Текстиль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Олькова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1074/2010
Истец: ООО "ТДЛ Текстиль"
Ответчик: Ответчики, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области
Третье лицо: Третьи лица