г. Киров |
|
|
Дело N А17-7120/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивцем"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2010
по делу N А17-7120/2009, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивцем"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области,
о признании предписания недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ивцем" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ивцем") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1 - 6 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (далее - ответчик, Управление, ГУ МЧС России по Ивановской области) от 20.07.2009 N 32, касающиеся защитного сооружения по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - Управление Росимущества).
Решением суда первой инстанции от 03.03.2010 в удовлетворении требования Общества отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Ивцем" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, применение закона, не подлежащего применению, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, что документы, достаточные для отнесения спорного объекта к объектам гражданской обороны, отсутствуют. В паспорте убежища от 09.06.1988 N 133 не указаны должности подписавших его лиц, что не позволяет установить наличие у них соответствующих полномочий. Данные паспорта о проектной и строительной организации, дате ввода объекта в эксплуатацию не подтверждены другими доказательствами. Суд не оценил довод Общества о невозможности определения даты внесения записи о защитном сооружении в журнал учета и замечания относительно документов, составленных по итогам инвентаризации защитных сооружений 2006 года. Также не получил оценку и довод заявителя о несоответствии спорного объекта требованиям СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны". Необоснованно отклонен довод о недоказанности факта эксплуатации Обществом данного объекта. По мнению ООО "Ивцем", принадлежащий ему на праве собственности объект не имеет ничего общего с объектом, указанным в паспорте убежища. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что он является не единственным собственником объектов недвижимости по адресу: г.Иваново, пер. Торфяной, 67, среди которых имеется несколько подземных сооружений из бетона и железобетона. Целевое назначение спорного объекта может быть достоверно установлено только на основании исследования и оценки проектной документации, акта приема в эксплуатацию и иной документации, свидетельствующей о его назначении, что судом сделано не было. На основании изложенного Общество полагает, что нормативные акты, регулирующие вопросы создания и эксплуатации объектов гражданской обороны, к спорным отношениям не применимы. Ссылка суда на пояснения представителя Общества, отраженные в протоколе судебного заседания от 14.12.2009 незаконна, поскольку 28.12.2009 к участию в деле было привлечено Управление Росимущества и рассмотрение дела началось с самого начала (часть 4 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Ивановской области считает решение суда от 03.03.2010 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу ООО "Ивцем" - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росимущества поддерживает позицию ответчика.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ГУ МЧС России по Ивановской области и Управление Росимущества ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 15.07.2009 по 20.07.2009 Управлением на основании распоряжения от 08.07.2009 N 32 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО "Ивцем" требований в области гражданской обороны. В ходе проверки, в частности, были установлены следующие нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО): 1) Обществом не создано звено по обслуживанию защитного сооружения инв.N 133 по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67; 2) отсутствует документация на данное защитное сооружение, а именно: паспорт убежища, журнал проверки состояния убежища, план перевода ЗС ГО на режим убежища, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних частей с указанием отключающих устройств, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкция по использованию СИЗ, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состояния воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации из очага поражения, список телефонов; 3) система вентиляции находится в нерабочем состоянии, фильтры-поглотители не проверены на пригодность к дальнейшей эксплуатации, воздуховоды не подкрашены в установленные цвета по назначению, отсутствует схема работы вентиляции и обозначения запорных устройств; 4) электропроводка в убежище частично повреждена и требует восстановления, в помещении ЗС нет освещения; 5) конструкции ЗС ГО в удовлетворительном состоянии, герметичность ЗС нарушена, резиновые уплотнители на аварийных выходах требуют замены, подходы к ним не расчищены от травы; 6) защитно-герметические двери эксплуатируются в открытом состоянии без подставок, аварийный выход закрыт на замок, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в установленные цвета. Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.07.2009 N 32.
В целях устранения выявленных нарушений ООО "Ивцем" выдано предписание от 20.07.2009 N 32. Срок исполнения предписания - 25.02.2010.
Считая пункты 1 - 6 данного предписания, связанные с защитным сооружением, расположенным по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67, незаконными, ООО "Ивцем" оспорило их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок создания убежищ), пунктами 1.2, 2.1, 2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО и исходил из того, что отнесение спорного бомбоубежища к объектам гражданской обороны подтверждается документами, представленными ответчиком (паспорт убежища N 133, журнал учета защитных сооружений, карточка учета защитного сооружения гражданской обороны, акт проверки содержания и использования защитного сооружения от 12.05.2006 N 133, инвентаризационная ведомость убежищ гражданской обороны, находящихся на территории г. Иваново, по состоянию на 25.08.2006, приложение к распоряжению Правительства Ивановской области от 25.12.2008 N М-034-рп). Наличие в названных документах расхождений, связанных с техническим описанием спорного объекта, не влияет на его статус как объекта гражданской обороны. По адресу: г.Иваново, пер. Торфяной, 67, находится только один объект гражданской обороны - бомбоубежище, принадлежащее ООО "Ивцем". Названный объект поставлен на учет. Поэтому Общество, в настоящее время использующее, а, значит, и эксплуатирующее, объект гражданской обороны, обязано содержать его в соответствии с требованиями действующего законодательства в области гражданской обороны. Проверка проведена Управлением с соблюдением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2010 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение), МЧС России и его территориальные органы осуществляют государственный надзор в области гражданской обороны в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны.
В связи с этим должностные лица МЧС России и его территориальных органов имеют право осуществлять проверку выполнения требований законодательства в области гражданской обороны, проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, запрашивать необходимые документы, выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пункт 6 Положения).
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили нарушения ООО "Ивцем" правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67, выявленные Управлением при проведении проверки в июле 2009 года.
В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища или противорадиационного укрытия (приложение N 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил эксплуатации).
На основании пунктов 1.7, 1.8 названных Правил готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают начальники гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.
Таким образом, обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся эти сооружения.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил эксплуатации, а также пункта 14 Порядка создания убежищ, учет защитных сооружений гражданской обороны ведут МЧС России и его территориальные управления, а также региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что ООО "Ивцем" является собственником объекта недвижимого имущества - бомбоубежище (литер А 41) общей площадью 76,6 кв.м. по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67 (т. 1 л.д. 42).
Вместе с тем представленный Управлением паспорт убежища от 09.06.1988 N 133 (т. 1 л.д. 116 - 118), не содержит отметок о том, что заявитель является лицом, на учете которого находится защитное сооружение. Иные документы, по мнению ответчика, свидетельствующие о наличии у принадлежащего Обществу бомбоубежища статуса объекта гражданской обороны, также не содержат информацию о том, что ООО "Ивцем" является лицом, на учете которого имеется ЗС ГО, либо лицом, эксплуатирующим такой объект. Так в акте проверки содержания и использования защитного сооружения от 12.05.2006 N 133, карточке учета N 38/504, инвентаризационной ведомости убежищ по состоянию на 25.08.2006 (т. 1 л.д. 138, 139 - 140, 145 - 146) указано, что ЗС ГО находится на балансе ООО "Ивцемент" и им же эксплуатируется. Сведения по федеральным защитным сооружениям гражданской обороны (т. 1 л.д. 142 - 143) называют в качестве ответственного пользователя ОГУП "Дормостремстрой". По информации, содержащейся в паспорте убежища N 133, заполненном 15.03.2006 (т. 2 л.д. 13 - 14), эксплуатирующей убежище организацией является ФГУП "ЖКХ Ивтекс". Из имеющейся в материалах дела копии журнала учета защитных сооружений (т. 1 л.д. 156 - 158) вообще не представляется возможным установить полное наименование организации, в ведении которой находится ЗС ГО инв.N 133, расположенное по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67.
Ни в одном из паспортов убежища (т. 1 л.д. 116 - 118, т. 2 л.д. 13 - 14) и в карточке учета (т. 1 л.д. 139 - 140) не имеется росписи ответственного представителя организации, эксплуатирующей защитное сооружение. Кроме того, в карточке отсутствует дата ее заполнения.
Следовательно, ГУ МСЧ России по Ивановской области не доказало, что Общество является лицом, на учете которого находится ЗС ГО.
Наличие в собственности заявителя объекта недвижимости, поименованного "бомбоубежище", само по себе не возлагает на него обязанность по выполнению требований Правил эксплуатации.
Данный объект входил в комплекс имущества, приобретенного ООО "Ивцем" у ФГУП ЖКК "Ивтекс" по договору купли-продажи от 05.01.2004 N 4 (т. 1 л.д. 27 - 33), заключенному по итогам аукциона, проведенного на основании распоряжения Территориального управления по Ивановской области Минимущества РФ от 27.11.2003 N 522 (т. 1 л.д. 86 - 90). Названное распоряжение, так же как договор купли-продажи и свидетельство о государственной регистрации права, не содержат условий об установлении в отношении проданного Обществу имущества каких-либо обременений, в том числе касающихся обязанности по содержанию объектов гражданской обороны.
Договор, возлагающий на Общество обязанность по обеспечению сохранности защитного сооружения, принятию мер, направленных на поддержание его в постоянной готовности к использованию по назначению, не заключался. Рассмотрение вопроса о его заключении началось в сентябре - октябре 2009 года, при этом ГУ МЧС России по Ивановской области рассматривало в качестве второй стороны договора не ООО "Ивцем", которому было выдано оспариваемое предписание, а ФГУП ЖКК "Ивтекс" (т. 1 л.д. 159, т. 2 л.д. 11, 91 - 94).
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что Управление не доказало наличие у ООО "Ивцем" обязанности по соблюдению Правил эксплуатации. В связи с этим пункты 1 - 6 предписания от 20 07.2009 N 32, предписывающие Обществу устранить нарушения настоящих Правил, связанные с защитным сооружением инв.N 133 по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67, не могут быть признаны законными.
Кроме того, из материалов дела не усматривается, что объект недвижимости - бомбоубежище был передан заявителю продавцом со всеми документами, перечисленными в пункте 2 предписания, и находился на момент передачи в состоянии, отвечающем требованиям Правил эксплуатации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Ивцем" о признании предписания от 20.07.2009 N 32 в оспариваемой части незаконным, Арбитражный суд Ивановской области, установив наличие у принадлежащего Обществу бомбоубежища статуса объекта гражданской обороны, не выяснил вопрос о наличии у Общества обязанности по соблюдению Правил эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
С учетом указанного апелляционную жалобу ООО "Ивцем" следует удовлетворить, решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2010 - отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным пункты 1 - 6 предписания ГУ МСЧ России по Ивановской области от 20.07.2009 N 32, касающиеся защитного сооружения по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на оплату государственной пошлины по первой инстанции в сумме 2000 рублей и по апелляционной инстанции в сумме 1000 рублей относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивцем" удовлетворить, решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2010 по делу N А17-7120/2009 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным пункты 1 - 6 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области от 20.07.2009 N 32, касающиеся защитного сооружения по адресу: г. Иваново, пер. Торфяной, 67.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (место нахождения: Ивановская область, г. Иваново, ул. Диановых, 8а) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ивцем" (ОГРН 1033700056433, ИНН 3702441386, место нахождения: Ивановская область, г. Иваново, ул. Станкостроителей, 5) расходы на уплату государственной пошлины по первой инстанции в сумме 2000 рублей, по апелляционной инстанции в сумме 1000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7120/2009
Истец: ООО "Ивцем"
Ответчик: Ответчики, Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций по Ивановской области
Третье лицо: Третьи лица, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Иваново