г. Киров |
|
|
Дело N А31-5170/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Котельникова Сергея Сергеевича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.11.2009
по делу N А31-5170/2009, принятое судом в составе судьи Байбородина О.Л.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Котельникова Сергея Сергеевича
к администрации города Костромы
третьи лица: Управление архитектуры и градостроительства Костромской области, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Костромы, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области,
о признании постановления недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Котельников Сергей Сергеевич (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Котельников С.С.) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным подпункта 1.3, пункта 2 постановления администрации города Костромы (далее - ответчик, Администрация) от 08.07.2009 N 1199 "О резервировании земель для муниципальных нужд", а также приложений N 3 и N 4 к данному постановлению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства Костромской области (далее - УАиГ КО), Управление градостроительства и архитектуры администрации города Костромы (далее - УГиА г. Костромы), Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы (далее - Комитет), Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент).
Решением суда первой инстанции от 18.11.2009 в удовлетворении требований Предпринимателя отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Котельников С.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18.11.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель полагает, что в отношении земельного участка по ул. Индустриальной г. Костромы в генеральном плане не запланировано никаких мероприятий. Письма главного инженера МУП "Костромагорводоканал" и генерального директора ОАО ПИИ "Костромапроект", пояснительная записка к оспариваемому постановлению, представленная по просьбе суда, документами территориального планирования не являются. Вывод суда о том, что отсутствие детально разработанных планов и схем инженерных сетей и других объектов не исключает возможности резервирования земельного участка для муниципальных нужд, противоречит Положению о порядке резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании).
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация считает решение суда от 18.11.2009 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения. Обращает внимание на то, что Предприниматель, не имеющий никаких прав на земельный участок по ул. Индустриальной, 65б, не доказал факт нарушения оспариваемым постановлением его прав и законных интересов. Генеральный план не содержит и не должен содержать четких границ строительства объектов. Он определяет основные проблемы города, решение которых должно осуществляться другими, более детализированными документами, в том числе проектами планировки отдельных территорий. Разработка проекта планировки Восточной промышленной зоны г. Костромы будет осуществляться в течение 2010 года. Поэтому решение о резервировании было принято в соответствии с имеющейся градостроительной документацией, как это предусмотрено Положением о резервировании.
В отзыве на апелляционную жалобу УГиА г. Костромы также не усматривает оснований для отмены решения суда от 18.11.2009, поддерживает доводы Администрации, указывает на то, что необходимость реконструкции или строительства новых сетей и объектов инженерно-технического обеспечения вызвана увеличением нагрузок на них в связи с запланированным генеральным планом г. Костромы выносом промышленных предприятий в существующие Заволжскую и Восточную промзоны. Также материалами обоснования генерального плана и схемой развития сетей и объектов канализации на 2013 год подтверждается, что выработавший срок эксплуатации канализационный коллектор по ул. Индустриальной находится в аварийном состоянии.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент выражает свое несогласие с доводами ИП Котельникова С.С. и поддерживает позицию Администрации и УГиА г. Костромы о законности оспариваемого постановления.
УАиГ КО и Комитет отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. УГиА г. Костромы ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.11.2006 ИП Котельников С.С. обратился в Департамент с заявлением о выделении земельного участка по ул. Индустриальной, находящегося между территорией завода "Фанплит" и зданием N 65 по ул. Индустриальной, с целью строительства здания по техническому обслуживанию грузового и спецавтотранспорта с помещениями по торговле запчастями для автомашин.
Распоряжением Департамента от 23.05.2007 N 653 был утвержден акт выбора земельного участка от 27.12.2006 N 317, Предпринимателю предварительно согласовано место размещения здания по торговле запчастями для автомашин на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 7000 кв.м. по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 65б.
08.07.2009 Администрацией принято постановление N 1199 "О резервировании земель для муниципальных нужд", согласно которому, в частности, были зарезервированы земли, расположенные по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, в районе дома N 65, площадью 14727 кв.м. для строительств объектов водоотведения муниципального значения сроком на 5 лет согласно схеме резервируемых земель (приложение 3). Установлены ограничения на использование земельного участка с кадастровым номером 44:27:061101:79, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В связи с этим письмом от 09.07.2009 Департамент сообщил ИП Котельникову С.С. о невозможности предоставления ему земельного участка по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 65б, для строительства зданий по торговле запчастями для автомашин.
Считая постановление Администрации от 08.07.2009 N 1199 в части подпункта 1.3, пункта 2, приложений NN 3, 4 незаконным и ограничивающим право Предпринимателя на получение земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, заявитель оспорил его в указанной части в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований ИП Котельникова С.С., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято Администрацией в пределах своих полномочий и с соблюдением установленной законодательством процедуры. Генеральный план г. Костромы, на основании которого оно принято, носит общий характер и не содержит достаточной детализации для отнесения какого-либо земельного участка в его четких границах к местам будущего строительства объектов. Отсутствие детально проработанных планов и схем инженерных сетей не исключает возможность резервирования земельных участков для муниципальных нужд под проектирование и строительство этих объектов в будущем в целях реализации пунктов генерального плана о переносе промышленных предприятий в Восточную промзону. Вопросы о переносе предприятий, необходимости улучшения инженерной инфраструктуры Восточной промзоны и резервировании земель для этих целей обсуждались еще до принятия генерального плана г. Костромы. На основании пунктов 2.2.5, 3.5, 3.9.1, 3.10, 4.2.2 генерального плана, схемы развития сетей и объектов канализации, результатов телевизионной диагностики канализационных коллекторов, пояснений главного инженера МУП "Костромагорводоканал" суд сделал вывод о необходимости перекладки канализационного коллектора по ул. Индустриальной, находящегося в аварийном состоянии. Для размещения объектов водоотведения, предназначенных для обслуживания предприятий, планируемых к размещению в районе п. Фанерник, наиболее целесообразно использовать земельный участок по ул. Индустриальной, 65б, так как он находится в южной части промзоны, практически на стыке с жилой территорией. Технические характеристики объектов будут определены на стадии разработки планировочной и проектной документации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Костромской области от 18.11.2009 исходя из следующего.
Оспариваемое постановление Администрации от 08.07.2009 N 1199 принято в отношении земель, примерные границы которых обозначены на схемах. Оно направлено на применение органами местного самоуправления норм ЗК РФ о резервировании земель. Поэтому суд настоящий спор рассматривается по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего кодекса, в том числе для размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 утвержденного им Положения о резервировании и пункту 1 статьи 11 ЗК РФ решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.
В силу пункта 26 части 1 статьи 7, пункта 9 части 1, части 2 статьи 35, части 1 статьи 47 Устава муниципального образования городского округа город Кострома (принят решением Думы города Костромы 26.05.2005 N 41) решения по вопросам управления и распоряжения земельными участками, в том числе о резервировании земель для муниципальных нужд, принимаются главой г. Костромы, одновременно являющимся руководителем Администрации, и оформляются в виде постановлений Администрации.
Следовательно, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления.
Пункт 3 Положения о резервировании содержит перечень документов, в соответствии с которыми принимается решение о резервировании. К таким документам относятся: а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
При этом решение о резервировании должно содержать цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (пункты 5, 6 Положения о резервировании).
Содержание постановления Администрации от 08.07.2009 N 1199 (т. 1 л.д. 37 - 40) соответствует вышеназванным требованиям. Срок резервирования не превышает максимальный срок, установленный пунктом 3 статьи 70.1 ЗК РФ.
Как указано в преамбуле рассматриваемого постановления, основанием для принятия ответчиком решения о резервировании послужил генеральный план г. Костромы, утвержденный решением Думы г. Костромы 18.12.2008 N 2, который относится к документам территориального планирования муниципального образования и подлежит обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений (часть 3 статьи 9, часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 23 данного Кодекса в состав генеральных планов поселений и городских округов входят карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, а также карты (схемы), на которых отображаются существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи; границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.
В состав генерального плана г. Костромы входят схема развития сетей и объектов дождевой канализации на 2013 и 2025 годы, схема развития сетей и объектов канализации на 2013 год и схема развития сетей и объектов канализации на 2025 год.
Из схемы развития сетей и объектов канализации на 2013 год (т.2 л.д. 112) следует, что по ул. Индустриальной г. Костромы, в том числе в районе дома N 65б, проходит самотечная сеть канализации, выработавшая срок эксплуатации. Также данное обстоятельство подтверждается итоговым отчетом телеинспекции аварийных участков канализации, проведенной ЗАО "Экспертиза коммунальных сетей" по договору от 12.05.2008 N 1-100.08 для МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" (т. 2 л.д. 16 - 20) и материалами обоснования проекта "Генеральный план г. Костромы" часть 1 том 4 (т. 1 л.д. 77 - 79).
Согласно пункту 3.9.1 генерального плана г. Костромы к мероприятиям по развитию сетей и объектов инженерной инфраструктуры в части водоотведения на период до 2013 года относится реконструкция трубопроводов, имеющих износ 100%.
Ранее перекладка канализационного коллектора Электромеханического завода, расположенного в юго-восточной промышленной зоне, была предусмотрена региональной программой "Обеспечение населения Костромской области питьевой водой", утвержденной постановлением главы Администрации Костромской области от 08.09.1999 N 400 (т. 2 л.д. 9 - 15), муниципальной целевой программой улучшения качества водоснабжения и оптимизации водных ресурсов г. Костромы на период 2003 - 2015 годы, утвержденной решением Думы г. Костромы от 27.03.2003 N 25 (т. 2 л.д. 3 - 8). Однако до настоящего времени указанные работы выполнены не были.
Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к проекту постановления Администрации от 08.07.2009 N 1199 (т. 2 л.д. 114) основанием его принятия послужила не только необходимость замены выработавших свой ресурс сетей канализации Восточной промзоны, но и намерение органов местного самоуправления обеспечить достаточный объем и производительность сетей и объектов инженерной инфраструктуры в связи с увеличением нагрузок на них после размещения в Восточной промзоне дополнительных производственных мощностей (предприятий, перемещенных из центральной части города).
Составление пояснительной записки к проекту постановления (распоряжения) Администрации, содержащей краткое описание целей его принятия, предусмотрено подпунктом "в" пункта 5.1.2 Инструкции по делопроизводству в администрации г. Костромы, утвержденной распоряжением главы г. Костромы от 04.06.2009 N 115-рг.
Положения о переносе промышленных предприятий левобережной части, размещенных на жилых, общественных, природных и озелененных территориях, в Восточную промзону и Заволжский район в сторону завода "Мотордеталь" содержатся в пунктах 2.2.5, 3.5, 3.10 генерального плана г. Костромы. Факт развития промышленных и коммунально-складских территорий за счет земель, расположенных по четной стороне ул. Индустриальной в районе домов N N 65, 65б, подтверждается схемой реорганизации и развития производственных и коммунально-складских территорий генерального плана г. Костромы.
О целесообразности использования земельного участка по ул. Индустриальной, 65б, для размещения объектов водоотведения свидетельствуют письма обслуживающей их организации МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" от 27.10.2009 N 1-2981 и разработчика генерального плана города ОАО ПИИ "Костромапроект" от 24.10.2009 N 03/1092 (т. 2 л.д. 1 - 2, 25 - 26).
Таким образом, документами территориального планирования, а именно: генеральным планом г. Костромы, подтверждается наличие оснований для резервирования земельного участка для строительства объектов водоотведения муниципального значения в районе дома N 65 по ул. Индустриальной г. Костромы и установления связанных с этим ограничений на использование земельного участка с кадастровым номером 44:27:061101:79.
Следовательно, постановление от 08.07.2009 N 1199 принято Администрацией с соблюдением ЗК РФ и Положения о резервировании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ИП Котельникову С.С. в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные.
Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена конкретизация положений генерального плана путем указания определенных земельных участков. Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9 настоящего Кодекса в документах территориального планирования отражается лишь назначение территорий и планы по их развитию исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Границы земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, в том числе систем водоотведения, определяются в документах по планировке территорий, которые разрабатываются на основе документов территориального планирования (статьи 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Разработка таких документов в отношении Восточной промзоны запланирована на 2010 год (приложение 2 к постановлению главы г. Костромы от 17.03.2009 3 403 "Об утверждении плана реализации генерального плана города Костромы на 2009 - 2010 г.г.").
Письма главного инженера МУП "Костромагорводоканал" и генерального директора ОАО "Костромапроект", пояснительная записка к оспариваемому постановлению действительно не являются документами территориального планирования. Однако основанием для принятия постановления Администрации от 08.07.2009 N 1199 они не являлись.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Костромской области от 18.11.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения с апелляционной жалобой), пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" государственная пошлина по апелляционным и кассационным жалобам, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, составляла 50 рублей.
Согласно квитанции от 27.11.2009 заявителем при обращении в суд апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в сумме 950 руб. должна быть возвращена ИП Котельникову С.С. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.11.2009 по делу N А31-5170/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Котельникова Сергея Сергеевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Котельникову Сергею Сергеевичу (ОГРНИП 304440136300507, место жительства: г. Кострома, м. Юбилейный, д. 15, кв. 45) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 950 рублей, уплаченную по квитанции от 27.11.2009.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5170/2009
Истец: ИП Котельников Сергей Сергеевич
Ответчик: Ответчики
Третье лицо: Третьи лица, Управление архитектуры и градостроительства Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, Управление градостроительства и архитектуры города Костромы, Администрация города Костромы