г. Киров |
|
|
Дело N А31-9131/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при отсутствии в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009
по делу N А31-9131/2009, принятое судом в составе судьи Цветкова С.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области
к Управлению Федеральной службы в сфере природопользования по Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (далее - УФСИН, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Костромской области (далее - Росприроднадзор, ответчик) от 06.11.2009 N 21/08-09, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 32 000 рублей.
Решением от 11.12.2009 Арбитражный суд Костромской области изменил постановление от 06.11.2009 N 21/08-09 в части размера назначенного штрафа, определив подлежащий взысканию штраф 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФСИН обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить оспариваемое решение и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ, поскольку он не осуществляет действия по пользованию недрами в связи с отсутствием необходимого оборудования и скважины. Оборудование КОС 53314ВЭ (скважина) является федеральной собственностью и принадлежит на праве оперативного управления Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области" (далее - ФБУ "Исправительная колония N 2"), которое является самостоятельным юридическим лицом.
Также заявитель считает неправильной квалификацию его действий по статье 7.3 КоАП РФ, указывая, что действия УФСИН охватываются диспозицией статьи 7.6 КоАП РФ, являющейся специальной нормой (подземные воды рассматриваются как единый водный объект).
Росприроднадзор в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, просит рассмотреть дело без участия представителя.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 28.09.2009 по 02.10.2009 в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности, утвержденным приказом Росприроднадзора от 27.11.2008 N 506, на основании распоряжения руководителя Росприроднадзора от 16.09.2009 N 192-П проведена проверка УФСИН по вопросам соблюдения требований законодательства о недрах при эксплуатации водозабора для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения Учреждения ОТ -15/2.
В ходе проверки установлено, что УФСИН является недропользователем, имеет лицензию на право пользования недрами КОС 53314 ВЭ с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения Учреждения ОТ-15/2, Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30.03.2005 N 211 Учреждение ОТ-15/2 Управления исполнения наказаний Минюста России по Костромской области переименовано в федеральное государственное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области". ФГУ "Исправительная колония N 2" приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11.04.2008 N 260 переименовано в ФБУ "Исправительная колония N2", условное наименование: "Учреждение ОТ-15/2". Лицензия получена 08.04.2005, срок окончания действия лицензии 01.04.2020.
По условиям пользования недрами к лицензии КОС 53314 ВЭ на территории недропользователя имеется одна разведочно-эксплуатационная скважина N 2443, пробуренная в 1972 году, которая не используется и подлежит ликвидационному тампонажу. На территории ФБУ "Исправительная колония N2" находятся две скважины N 1п и N 2п, пробуренные в 2005 году и состоящие на балансе учреждения.
Ответчиком установлено нарушение заявителем пунктов 8.1-8.5, 12.2, 12.7, 12.10, 12.12, 12.13 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии КОС 53314 ВЭ) (далее - Условия пользования недрами). По результатам проверки составлен акт от 28.09.2009 N 30/08-09 (л.д.46).
Определением от 02.10.2009 N 36/08-09 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование. В ходе административного расследования ответчиком получена информация Отдела геологии и лицензирования по Костромской области (Костроманедра) от 13.10.2009 N 299 (л.д.56), которой подтверждены факты невыполнения заявителем Условий пользования недрами к лицензии КОС 53314 ВЭ. УФСИН в письме от 12.10.2009 N 45/42/8-6617 (л.д.61) подтвердило факт невыполнения Условий пользования недрами, указало, что по результатам проверки проводится работа по устранению выявленных недостатков.
По результатам проведенного административного расследования 26.10.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 22/08-09 (л.д.73).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Росприроднадзор установил нарушение заявителем требований законодательства о недрах, недропользователь приступил к добыче подземных вод, не выполнив пункт 2.5 первого этапа Условий пользования недрами продолжительностью до 01.01.2007, и допустил нарушения Условий пользования недрами, а именно:
- на момент проверки не разработана совместно с МУП ЖКХ Поназыревского района Программа ведения мониторинга подземных вод, программа не согласована в Костроманедра, что является нарушением пункта 8.1 Условий пользования недрами;
- по окончании бурения скважин не проводились совместно с МУП ЖКХ Поназыревского района наблюдения дебита, статического и динамического уровней, качества подземных вод по скважинам N 1п и N 2п (скважины УФСИН) и скважине N 3п (скважина МУП ЖКХ Поназыревского района), что является нарушением пункта 8.2 Условий пользования недрами;
- на момент проверки достоверный учет добытых подземных вод не ведется, регистрация по учету отбора воды в журнале водоотбора не ведется, в нарушение пункта 6 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункта 8.3 Условий пользования недрами;
- не отбираются и не доставляются 2 раза в год в специализированную лабораторию пробы воды из действующей скважины на полный химический и бактериологический анализы в нарушение пункта 8.4 Условий пользования недрами;
- не предоставляется ежеквартальный отчет о ежемесячном водоотборе и положении уровней подземных вод в Костроманедра и ТЦ ГМГС и ВО "Костромагеомониторинг", что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пункта 8.5 Условий пользования недрами;
- не предоставляется в Костроманедра годовая информация с объяснительной запиской, содержащей сведения о выполнении условий недропользования по данной лицензии за прошедший год (до 10 января), что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пункта 12.2 Условий пользования недрами;
- не представляется ежегодная отчетность (до 10 января) по форме 2-ТП (водхоз) заинтересованным организациям, в том числе Костроманедра, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пункта 12.7 Условий пользования недрами;
- не выполнен ликвидационный тампонаж бездействующей скважины N 2443 в нарушение пункта 12.10 Условий пользования недрами;
- на момент проверки не оформлена земля под пробуренные скважины в соответствии с действующим земельным законодательством, что является нарушением пункта 12.12 Условий пользования недрами;
- по результатам двух лет эксплуатации скважин не выполнена оценка эксплуатационных запасов подземных вод в нарушение пункта 12.13 Условий пользования недрами.
Постановлением Росприроднадзора от 06.11.2009 N 21/08-09 УФСИН привлечено к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 32 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Росприроднадзора, заявитель оспорил его в Арбитражный суд Костромской области.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ. Учитывая наличие смягчающих обстоятельств, суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление в части определения размера санкции и назначил УФСИН административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в период выдачи лицензии КОС 53314 ВЭ) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные (статья 12 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с Условиями пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии КОС 53314 ВЭ) на момент выдачи УФСИН лицензии на право пользования недрами для геологического изучения недр и добычи питьевых подземных вод на участке водозабора, расположенного на территории недропользователя в северо-восточной части п. Поназырево Поназыревского района Костромской области, на территории недропользователя имеется одна разведочно-эксплуатационная скважина N 2443, которая не используется, является потенциальным источником загрязнения водоносных горизонтов и подлежит ликвидационному тампонажу. Согласно заявке недропользователя планируется бурение двух разведочно-эксплуатационных скважин: N 1п - действующая, N2п - резервная.
Недропользователь имеет право на добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения учреждения ОТ-15/2 (пункт 1 Условий пользования недрами).
Скважины N 1п и N 2п пробурены в 2005 году. В соответствии с пунктом 2.4 Условий пользования недрами, пользование недрами разрешается в 2 этапа. На первом этапе продолжительностью до 01.01.2007 недропользователь на основе полученного гидрогеологического заключения разрабатывает проект на бурение скважин и согласовывает его с уполномоченными органами; после получения необходимых согласований осуществляет бурение, гидрогеологическое опробование разведочно-эксплуатационных скважин на отведенном и согласованном участке под водозабор в соответствии с проектом; получает заключение ЦГСЭН по качеству подземных вод намеченного для эксплуатации водоносного горизонта, возможности использования их и организации зоны санитарной охраны.
В течение 3 месяцев с момента получения заключения ЦГСЭН о качестве воды представляет Костроманедра всю проектную и исполнительную документацию по бурению и опробованию скважин для проведения государственной экспертизы, уточнения условий пользования недрами на втором этапе реализации лицензии.
В соответствии с пунктом 2.5 Условий пользования недрами при выполнении указанных в пункте 2.4 условий первого этапа пользования недрами, а также при положительном заключении государственной экспертизы недропользователю разрешается добыча подземных вод.
Актом проверки от 28.09.2009 подтверждается факт эксплуатации артезианских скважин.
Факт нарушения заявителем пунктов 8.1-8.5, 12.2, 12.7, 12.10, 12.12, 12.13 Условий пользования недрами подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств (актом проверки от 28.09.2009, письмом Отдела геологии и лицензирования по Костромской области (Костроманедра) от 13.10.2009 N 299, письмом УФСИН от 12.10.2009 N 45/42/8-6617, протоколом об административном правонарушении от 26.10.2009). В частности, недропользователь приступил к добыче подземных вод, не выполнив пункт 2.5 Условий пользования недрами. Заявителем не представлено доказательств выполнения пункта 12.10 Условий пользования недрами (выполнение ликвидационного тампонажа скважины N 2443), представления отчетов и информации, предусмотренных пунктами 8.5, 12.2 и 12.7 Условий пользования недрами, выполнения иных перечисленных в акте проверки условий.
В соответствии с пунктом 12.14 Условий пользования недрами недропользователь имеет право обратиться в орган, предоставивший лицензию, по поводу пересмотра Условий пользования недрами. Соответствующих доказательств в деле не имеется.
В силу пункта 12.17 Условий пользования недрами недропользователь может отказаться от права пользования недрами, предупредив об этом не менее чем за шесть месяцев Костроманедра. Недропользователь должен выполнить обязательства, оговоренные в настоящих условиях, до вручения уведомления о прекращении действия лицензии. При этом он обязан оплатить все задолженности и привести скважины в техническое состояние, согласованное с Костроманедра (законсервировать, затампонировать и т.д.).
Доказательств того, что заявитель в установленном порядке отказался от права пользования недрами, либо переоформил лицензию на пользование недрами (статья 17.1 Закона о недрах) в материалы дела не представлено.
Ссылка УФСИН на принадлежность оборудования иному лицу (ФБУ "Исправительная колония N 2"), не освобождает заявителя (недропользователя) от обязанности выполнения Условий пользования недрами.
Принимая во внимание, что недропользователем в соответствии с лицензией на право пользования недрами является УФСИН, обязанность по выполнению Условий пользования недрами возложена именно на недропользователя, факт нарушения заявителем Условий пользования недрами подтверждается материалами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя события вменяемого нарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель имел возможность выполнить требования Условий пользования недрами, но своевременно не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по выполнению Условий пользования недрами, не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях УФСИН состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ, является обоснованным.
В соответствии с преамбулой Закона о недрах предметом регулирования данного закона являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды. По смыслу сферы регулирования названного Закона правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах (статьи 6, 10, 10.1, 16, 23, 43 Закона о недрах).
Водный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 01.01.2007, при регулировании вопросов, связанных с подземными водными объектами, отсылает правоприменителя к законодательству о недрах (часть 6 статьи 8, часть 3 статьи 9, часть 2 статьи 10, пункт 3 части 5 статьи 30, часть 5 статьи 31, части 3 - 4 статьи 43).
В силу части 5 и 6 статьи 5, части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Таким образом, подземные воды являются предметом регулирования законодательства о недрах. Заявителю выдана лицензия на право пользования недрами.
С учетом изложенного, доводы заявителя о неправильной квалификации действий УФСИН отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку добыча подземных вод фактически происходит в процессе пользования недрами, следовательно, ответственность за пользование недрами с нарушением условий лицензии, выданной в порядке, предусмотренном законодательством о недрах, установлена статьей 7.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции учел наличие смягчающих вину обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств и изменил оспариваемое постановление в части определения размера санкции, назначил заявителю административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Проверив обоснованность изменения размера штрафа, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Из пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд первой инстанции, учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающих обстоятельств (совершение правонарушения впервые, принятие мер по устранению выявленных нарушений, частичное устранение нарушений) обоснованно изменил оспариваемое постановление от 06.11.2009 в части назначения наказания, определив размер подлежащего взысканию штрафа 30 000 рублей, в пределах низшего размера санкции статьи 7.3 КоАП РФ.
Избранная судом первой инстанции мера наказания, по мнению суда апелляционной инстанции, наиболее полно отвечает целям административного наказания, определенным в статье 3.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009 по делу N А31-9131/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-9131/2009
Истец: УФСИН по Костромской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Костромской области
Третье лицо: Третьи лица, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-135/2010