г. Киров |
|
|
Дело N А82-18100/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Братухиной Е.А.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "ДРИМ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2010
по делу N А82-18100/2009, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "ДРИМ"
к Департаменту социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля,
третье лицо: Департамент культуры Ярославской области,
о признании ненормативного правового акта недействительным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "ДРИМ" (далее - ООО "РГ "ДРИМ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 83) о признании недействительным распоряжения Департамента социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля (далее - Департамент, ответчик) от 31.12.2008 N 132 "Об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции" в части отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на городском рекламном месте N 371 по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, от ул. Республиканская до ул. Собинова (место 6).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент культуры Ярославской области (далее - Департамент культуры, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2010 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - Закон о рекламе), неприменении статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащей применению, нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и Департамент культуры отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.02.2008 между индивидуальным предпринимателем Лернером Игорем Сергеевичем (далее - ИП Лернер И.С.) и Департаментом заключен договор N 0215/08-Р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте N 371 в Кировском районе г. Ярославля по адресу: ул. Свободы, от ул. Республиканская до ул. Собинова (место 6) (л.д. 9-11).
В письме от 25.09.2008 N 3027/01-09/03-19 Департамент культуры представил ответчику информацию о невозможности согласования размещения рекламных конструкций на ул. Свободы от ул. Республиканской до ул. Собинова, так как рекламные конструкции закрывают обзор фасадов объектов культурного наследия, исторической застройки и перспектив улицы.
13.10.2008 между Департаментом, предпринимателем Лернером И.С. и Обществом подписано дополнительное соглашение к договору от 15.02.2008 N 0215/08-Р, согласно которому права и обязанности по названному договору перешли к ООО "РГ "ДРИМ" (л.д. 12).
Распоряжением Департамента от 31.12.2008 N 132 (далее - Распоряжение N 132) ООО "РГ "ДРИМ" отказано в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций по адресам согласно приложению, в том числе в отношении спорной рекламной конструкции в связи с нарушением требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, на основании пунктов 4 и 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске ООО "РГ "ДРИМ" установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд и об отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд первой инстанции, признав причины пропуска срока на обжалование неуважительными, оснований для его восстановления не усмотрел.
Доказательства получения заявителем оспариваемого распоряжения в материалах дела отсутствуют, что не позволяет однозначно установить момент, когда Общество узнало о принятии Департаментом Распоряжения N 132, и, следовательно, о нарушении своих прав и законных интересов.
Таким образом, надлежащих доказательств пропуска Обществом трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд применительно к требованию об оспаривании ненормативного правового акта в деле не имеется.
В то же время суд апелляционной инстанции считает возможным оставить без изменения решение суда первой инстанции с учетом следующего.
Согласно статье 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции..
В соответствии с пунктом 28 статьи 9, пунктом 21 статьи 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 N 42, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города относится к полномочиям мэрии города Ярославля.
Решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2007 N 470 утверждено положение о Департаменте социально-экономического развития города мэрии города Ярославля. В соответствии с пунктом 1.1 указанного положения Департамент является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере размещения рекламных конструкций на территории города.
Частью 13 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
В силу пункта 6 приложения 1 к постановлению мэра города Ярославля от 05.09.2006 N 3190 "О мерах по реализации Закона о рекламе в части установки рекламных конструкций" (далее - Постановление N 3190) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения, согласование установки рекламных конструкций осуществляется с Департаментом культуры и туризма Администрации Ярославской области при установке рекламных конструкций на объектах, территориях и в охранных зонах объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 5 Приложения постановления N 3190 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) в буферной зоне памятника всемирного наследия - исторического центра г. Ярославля - допускается размещение всех видов рекламоносителей по согласованию с Департаментом культуры и туризма администрации Ярославской области, кроме отдельно стоящих рекламных конструкций сверхбольшого формата.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного положения Департамент культуры является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Департамент культуры письмом от 25.09.2008 (л.д. 43) указал на невозможность согласования размещения рекламных конструкций на ул. Свободы от ул. Республиканской до ул. Собинова, поскольку рекламные конструкции закрывают обзор фасадов объектов культурного наследия, исторической застройки и перспектив улицы.
Статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 N 33 при близком расположении нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников.
Спорное рекламное место находится на территории групповой охранной зоны, режим содержания и использования которой установлен Проектом зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденным постановлением правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660-п и действовавшим на момент издания оспариваемого Распоряжения N 132. Ранее названный проект был утвержден решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 21.06.1990 N 191 "Об утверждении охранных зон памятников истории и культуры г. Ярославля" (далее - Проект зон охраны от 21.06.1990).
На дату подготовки письма Департамента культуры от 25.09.2008 Проект зон охраны от 21.06.1990 являлся действующим нормативным актом, изданным во исполнение требований статьи 33 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Данным Проектом (л.д. 63-66) было установлено, что режим содержания охранных зон состоит в сохранении исторической планировки, среды, ландшафта, в обеспечении благоприятных условий обзора памятника, выявлении его достоинств. Новым проектом от 10.12.2008 (л.д. 69-72) запрещено размещение рекламных конструкций размерами более 1,5х1,5м. размещение рекламных конструкций на крышах, над улицами и перед главными фасадами объектов культурного наследия (пункт2.1).
Спорное рекламная конструкция превышает вышеназванные допустимые размеры, в связи с чем у Департамента отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на установку спорной рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании является основанием к принятию органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Принимая во внимание, что распоряжение Департамента от 31.12.2008 N 132 в части отказа в выдаче разрешения на установку спорной рекламной конструкции принято уполномоченным органом и соответствует закону, оснований для признания его недействительным не имеется.
Ссылка Общества на письмо Департамента культуры от 12.03.2009 N 562/01-32 не может быть принята судом апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору об оспаривании распоряжения от 31.12.2008 N 132, поскольку на момент принятия Департаментом распоряжения от 31.12.2008 данного письма не имелось. Законность и обоснованность оспариваемого Распоряжения N 132 проверяется судом на момент его принятия. На дату принятия распоряжения от 31.12.2008 N 132 согласование Департамента культуры на размещение рекламных конструкций получено не было. Кроме того, в письме от 12.03.2009 Департамент культуры указал, что считает допустимым рассмотрение предложений о размещении рекламных конструкций размером 1,2 х 1,8 м, а не о согласовании размещения спорной рекламной конструкции.
Доводы заявителя, что соответствие рекламной конструкции требованиям нормативных актов подтверждается включением указанного места в Перечень городских рекламных мест и заключением договора между заявителем и Департаментом от 15.02.2008 N 0215/08-Р, не принимаются судом апелляционной инстанции исходя из положений статьи 19 Закона о рекламе, поскольку наличие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и включение рекламного места в Перечень городских рекламных мест не является безусловным основанием для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным распоряжения ответчика от 31.12.2008 N 132 и для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Остальные доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
На основании изложенного обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2010 по делу N А82-18100/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "ДРИМ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "ДРИМ" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению от 30.03.2010 N 520.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-18100/2009
Истец: ООО "Рекламная группа "ДРИМ"
Ответчик: Ответчики, Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля
Третье лицо: Третьи лица, Департамент культуры Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2315/2010