г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Энергосетьстрой"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2009
по делу N А11-11841/2009, принятое судьей Устиновой О.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Энергосетьстрой"
о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Гороховец Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
закрытого акционерного общества "Энергосетьстрой"- Гагарина Д.В. по доверенности от 11.01.2010 N 2 сроком действия до 31.12.2010, Осининой Т.А. по доверенности от 11.01.2010 N 1 сроком действия до 31.12.2010, и
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Энергосетьстрой" (далее - Общество, ЗАО "Энергосетьстрой") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Гороховец Владимирской области, выразившегося в уклонении от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства комплектной трансформаторной подстанции по адресу: Владимирская область, г. Гороховец, ул. 3-я Пятилетка, в районе дома N 15, или об отказе в согласовании места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Энергосетьстрой" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество не согласно с выводом суда о том, что со стороны органа местного самоуправления имел место выраженный в письме от 03.04.2009 N 02-02-397 отказ в согласовании места размещении объекта.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация муниципального образования город Гороховец Владимирской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя органа местного самоуправления.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Закрытое акционерное общество "Энергосетьстрой" 03.11.2004 зарегистрировано Инспекцией ФНС по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода в качестве юридического лица, осуществляющего такие виды деятельности, как передача электроэнергии, распределение электроэнергии, обеспечение работоспособности электрических сетей, оптовая торговля электрическим и электронным оборудованием, производство электромонтажных работ, монтаж прочего инженерного оборудования.
Установлено по делу, что 18.03.2009 Общество обратилось в администрацию муниципального образования город Гороховец с заявлением N 14 о согласовании акта выбора земельного участка под строительство комплектной трансформаторной подстанции, площадью 15 кв.метров в районе дома N 15 по адресу: Владимирская область, г. Гороховец, ул. 3-я Пятилетка.
Письмом от 03.04.2009 N 02-02-397 орган местного самоуправления сообщил Обществу, что для согласования акта выбора земельного участка под строительство комплектной трансформаторной подстанции необходимо представить проект реконструкции электрических сетей на территории г. Гороховец и акт обследования имеющейся ТП на ул. 3-я Пятилетка с признанием ее подлежащей выводу из эксплуатации, учредительные документы ЗАО "Энергосетьстрой" и список принадлежащих Обществу объектов, находящихся на территории муниципального образования г. Гороховец.
По получении такого ответа Общество вновь обратилось 07.04.2009 в уполномоченный орган письмом N 17, в котором указало на незаконность требования представить перечень документов, указанный в письме от 03.04.2009 N 02-02-397.
На данное обращение юридического лица администрация муниципального образования город Гороховец не ответила до настоящего времени.
Не согласившись с бездействием администрации муниципального образования, выразившимся в уклонении от принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка под строительство либо решения об отказе в согласовании места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что бездействие со стороны органа местного самоуправления отсутствует; письмом от 03.04.2009 N 02-02-397 администрация муниципального образования отказала заявителю в согласовании места размещения объекта.
Однако суд апелляционной инстанции не согласен с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок выбора земельных участков для строительства.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Арбитражный апелляционный суд считает, что из письма администрации муниципального образования город Гороховец от 03.04.2009 N 02-02-397 не усматривается решение об отказе в согласовании места размещения объекта.
В данном ответе содержится лишь требование о предоставлении дополнительных документов для рассмотрения вопроса об утверждении акта выбора земельного участка, на которое Общество отреагировало письмом от 07.04.2009 N 17.
Сам уполномоченный орган не считает свое письмо от 03.04.2009 отказом Обществу в согласовании места размещения объекта, что усматривается из его позиции по материалам дела.
В статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации не установлен срок принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что следует руководствоваться положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации).
В силу статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Установлено по делу, администрация муниципального образования город Гороховец не рассмотрел письменное обращение Общества от 18.03.2009 N 14 , и не дала письменного ответа по существу поставленного перед ним вопроса. Следовательно, уполномоченный орган допустил незаконное бездействие, выразившееся в нарушении требований пункта 1 статьи 9, пункта 4 части 1 статьи 10 и статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку целью обращения заявителя в орган местного самоуправления явилось намерение получить земельный участок для строительства.
При таких обстоятельствах Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования город Гороховец проявила бездействие в отношении решения вопроса о согласовании Обществу акта выбора земельного участка под строительство комплектной трансформаторной подстанции либо об отказе в согласовании места размещения объекта.
Несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения арбитражного суда первой инстанции.
Обжалуемое решение арбитражного ссуда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенного права заявителя арбитражный апелляционный суд возлагает на администрацию муниципального образования город Гороховец обязанность рассмотреть заявление Общества от 18.03.2009 N 14 в четырнадцатидневный срок со дня принятия судебного акта и принять соответствующее решение об утверждении акта выбора земельного участка или об отказе в согласовании места размещения объекта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с органа местного самоуправления понесенные Обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2009 по делу N А11-11841/2009 отменить.
Бездействие администрации муниципального образования город Гороховец Владимирской области, выраженное в уклонении от принятия решения по заявлению закрытого акционерного общества "Энергосетьстрой" от 18.03.2009 N 14, признать незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" .
Обязать администрацию муниципального района город Гороховец Владимирской области в срок четырнадцать дней со дня принятия судебного акта рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Энергосетьстрой" от 18.03.2009 N 14 и принять решение об утверждении акта выбора земельного участка или об отказе в согласовании места размещения объекта.
Взыскать с муниципального образования город Гороховец Владимирской области в пользу закрытого акционерного общества "Энергосетьстрой" судебные расходы в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11841/2009
Истец: ЗАО "ЭнергоСетьСтрой"
Ответчик: Ответчики, Администрация муниципального образования г.Гороховец Гороховецкого района в лице Финансового управления Администрации г.Гороховец
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6360/2009