г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 09.02.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.11.2009
по делу N А11-13652/2009, принятое судьей Давыдовой Л.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дорстрой"
о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора во Владимирской области от 25.09.2009 N 17-257-В/2009.
В судебном заседании принял участие
представитель общества с ограниченной ответственностью "Дорстрой" - Филичкин А.А. по доверенности от 24.09.2009 N 193.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора во Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорстрой" (далее по тексту - Общество, ООО "Дорстрой") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее по тексту - Управление, административный орган) от 25.09.2009 N 17-257-В/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 23.11.2009 заявление Общества удовлетворено. Постановление Управления от 25.09.2009 N 17-257-В/2009 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, при принятии решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. Кроме того, заявитель считает недоказанными обстоятельства, которые суд посчитал установленными.
Управление считает, что Общество было надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Административный орган пояснил, что направил Обществу определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 23.09.2009 по адресу: г. Владимир, ул. Батурина, д. 37 Б, которое было получено обществом 25.09.2009, то есть в день рассмотрения дела об административном правонарушении.
Управление считает вывод суда о том, что определение было получено Обществом после рассмотрения дела об административном правонарушении, не соответствует действительности и не подтвержден материалами дела.
В судебное заседание представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился. Ходатайством от 28.01.2010 N 28-05-35/156 (входящий N 01АП-6357/09 от 01.02.2010) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя заявителя.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира в отношении Общества в Единый государственный реестр юридических лиц 05.10.2009 внесена запись о создании.
Управлением проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки административным органом выявлено нарушение Обществом срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Усмотрев в действиях организации наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса, Управление составило протокол от 17.09.2009 об административном правонарушении N 17-257-В/2009.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, руководитель Управления вынес постановление от 25.09.2009 N 17-257-В/2009 о назначении административного наказания.
Посчитав неправомерным указанное постановление, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании части 1 статьи 1.6, пункта 2 статьи 25.1, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив, что отсутствуют достаточные доказательства надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, пришел к выводу о существенном нарушении Управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности, признал незаконным обжалованное постановление.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что между Обществом (подрядчик) и "ПГС - Интернационал А.О." (Чешская Республика) (заказчик) 04.09.2007 заключен договор N 221130455/073, в соответствии с которым заказчик поручает подрядчику выполнение строительно-монтажных работ по объекту, расположенному по адресу: г. Владимир, Суздальский проспект, д. 26.
Срок действия контракта определен с момента его подписания сторонами до полного окончания взаиморасчетов.
Заказчик 09.12.2008 осуществил перевод денежных средств в сумме 107 105 руб. 33 коп. на счет Общества по платежному поручению от 09.12.2008 N 849 (за выполненные работы).
Управлением установлено, что справка о поступлении валюты, при сроке представления 15.01.2009 представлена Обществом в уполномоченный банк только 06.05.2009, то есть с нарушением предусмотренного законом срока.
Обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета.
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 285-П).
В соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 данного Положения в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Положения, представляет в банк ПС два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств. Справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.
Факт нарушения срока представления в уполномоченный банк справки о поступлении валют подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.
Пунктом 2 статьи 25.1 Кодекса предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен в статье 29.7 Кодекса, согласно которой при рассмотрении дела устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что рассмотрение дела об административном правонарушении, назначенное на 23.09.2009, было отложено определением на 25.09.2009 в 11 час. 00 мин. Определение было направлено Обществу заказными письмами с уведомлениями N 47293, 47286, 47290 по трем адресам.
Определение, направленное по адресу: г. Владимир, ул. Кремлевская, д. 5 А, было получено Обществом 14.10.2009, то есть после рассмотрения дела и принятия оспариваемого постановления; определение, направленное по адресу: г. Владимир, ул. Чайковского, д. 21 А, возвращено Управлению 28.09.2009 без вручения адресату ввиду его отсутствия по указанному адресу; определение, направленное по адресу: г. Владимир, ул. Батурина, д. 37 Б, вручено адресату 25.09.2009, то есть в день рассмотрения дела об административном правонарушении.
Уведомление о вручении заказной корреспонденции по адресу: г. Владимир, ул. Батурина, д. 37 Б, было получено управлением 26.09.2009, о чем свидетельствует оттиск штампа ОПС места вручения уведомления (л.д.65).
При таких обстоятельствах на дату рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган не располагал доказательствами надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте его рассмотрения.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований статьи 29.7 Кодекса, в отсутствие не извещенного надлежащим образом законного представителя общества, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности и, в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в пункте 10 разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал допущенные Управлением процессуальные нарушения существенными, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности привлечения Общества к административной ответственности.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.11.2009 по делу N А11-13652/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-13652/2009
Истец: ООО "Дорстрой" г.Владимир, ООО "Дорстрой"
Ответчик: Ответчики, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6357/2009