г. Владимир |
|
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Титан"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2009
по делу N А11-14694/2009, принятое судьей Кузьминой Т.К.
по заявлению прокурора города Владимира
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Титан" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
прокуратуры г.Владимира - Гунина А.А. на основании удостоверения N 154330;
общества с ограниченной ответственностью "Титан"- Кузнецова Д.Н. по доверенности от 20.02.2010 сроком действия три года,
и УСТАНОВИЛ:
прокурор города Владимира (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Титан" (далее - Общество, ООО "Титан") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2009 общество с ограниченной ответственностью "Титан" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей. Одновременно суд определил возвратить Обществу изъятые по протоколу об изъятии вещей и документов от 16.10.2009 денежные средства в сумме 167790 рублей, документы, ключи в количестве 169 штук, лотерейные терминалы в количестве 35 штук.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители Общества и прокуратуры г.Владимира поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в период с 16.10.2009 по 26.10.2009 прокуратура города Владимира провела проверку соблюдения Обществом лицензионных требований для игорных заведений при осуществлении предпринимательской деятельности в компьютерном клубе "Шанс", расположенном по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 40.
В процессе проверки сотрудники прокуратуры г.Владимира пришли к выводу о том, Общество под предлогом оказания услуг доступа в Интернет и стимулирования увеличения объема данных услуг с помощью проведения негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Шанс" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без специального разрешения (лицензия).
По результатам проведенной проверки оформлены протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 16.10.2009, протокол об изъятии вещей и документов от 16.10.2009, акт проверочной закупки с лотерейной игры от 16.10.2009, отобраны объяснения у граждан Павлова И.В., Кириллова Г.В., Лысенкова Р.М., Мерзояна О.М.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 28.10.2009 прокурор города Владимира вынес постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьями 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Титан" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и состава в действиях Общества.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что жалоба Общества является обоснованной, а решение суда первой инстанции - подлежащим отмене по следующим основаниям.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 2 Закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
На основании статьи 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В силу статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 6 Закона N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Таким образом, Законом N 244-ФЗ введены следующие жесткие меры государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр:
-выделение специализированных территорий - игорных зон;
-выдача разрешений на осуществление соответствующей деятельности только юридическим лицам именно в игорных зонах;
-выдача лицензий на осуществление соответствующей деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах.
Со дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с Законом N 244-ФЗ лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В соответствии со статьей 13 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В силу части 4 статьи 16 Закона N 244-ФЗ для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ и действующих на день его вступления в силу, продлевается строго до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Таким образом, с 01.07.2009 осуществление игорной деятельности вне игорной зоны законом запрещено, оно является незаконным.
Владимирская область не включена в перечень игорных зон, выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр во Владимирской области законом не установлена.
Обязанность получения лицензии на деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливалась подпунктами 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые в силу статей 17 и 20 Закона N 244-ФЗ утратили силу с 30.06.2009.
Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении законной предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
Прокурор считает, что Общество осуществляет деятельность, которая требует специального разрешения. Вместе с тем такая деятельность прямо запрещена Законом N 244-ФЗ, а значит, разрешение на ее осуществление и, более того, на территории, не относящейся к игорной зоне, получено быть не может. Следовательно, удовлетворение требований Прокурора противоречит целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, обозначенным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в статьях 1.2 и 3.1.
Вышеизложенное исключает возможность констатировать совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ставить вопрос о привлечении его к административной ответственности.
Нарушение запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а может иметь последствием привлечение к ответственности на основании иного закона. Однако механизм государственного контроля за осуществлением соответствующей деятельности законодательно не установлен и юридическая ответственность в этом отношении не определена.
В силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, являются в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения арбитражного суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене в части привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с принятием в этой части нового судебного акта об отказе Прокурору в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 16.10.2009 денежные средства, документы, ключи и лотерейные терминалы подлежат возвращению Обществу.
Поскольку суд первой инстанции правильно разрешил вопрос о судьбе изъятых вещей и документов, обжалуемое решение в этой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Общества- без удовлетворения.
При этом судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
В силу положений статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная Обществом при подаче настоящей апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возвращению Обществу на основании статей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2009 по делу N А11-14694/2009 отменить в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Титан" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурору города Владимира в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Титан" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2009 по делу N А11-14694/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу обществу с ограниченной ответственностью "Титан" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Титан" из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 04.12.2009 N 551 государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14694/2009
Истец: Прокуратура г.Владимира
Ответчик: Ответчики, ООО "Титан"
Третье лицо: Третьи лица, Прокуратура города Владимира