г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.03.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Курбакова Евгения Александровича
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.01.2010
по делу N А11-16137/2009, принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению прокурора г. Владимира
о привлечении индивидуального предпринимателя Курбакова Евгения Александровича к административной ответственности,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Курбакова Евгения Александровича - Шевченко А.В. по доверенности от 15.03.2010, Волицкого В.В. по доверенности от 24.12.2009 N 33-01/447971;
от прокуратуры г. Владимира - Голикова Р.А., удостоверение N 067729,
и УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Владимира (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Курбакова Евгения Александровича (далее - Предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 27.01.2010 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования прокурора и привлек Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Предприниматель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, принадлежащее ему игровое оборудование предназначено для организации досуга в виде игры без денежного выигрыша, следовательно, оно не подпадает под признаки оборудования, определенного в пункте 18 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", для использования которого необходимо получение специального разрешения.
Как считает Предприниматель, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 09.12.2009 не соответствует требованиям статьи 28.2 и части 2 статьи 28.4 КоАП.
В судебном заседании представители Предпринимателя поддержали доводы апелляционной жалобы.
Прокурор в возражениях на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 27.01.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 27.11.2009 по 09.12.2009 прокуратурой совместно с Управлением внутренних дел г. Владимира проведена проверка соблюдения Предпринимателем лицензионных требований для игорных заведений в развлекательном центре, расположенном в нежилом помещении, находящемся в пользовании Предпринимателя на основании договора аренды от 19.10.2009 N 6 по адресу: г. Владимир, ул. Диктора Левитана, д. 22.
Контрольно-проверочные мероприятия осуществлялись путем проведения проверочной закупки (контрольная игра). Сотрудник милиции, зайдя в указанный развлекательный центр, подошел к игровому аппарату "Fairi Land", затем к нему подошла оператор-кассир Чернецова Е.А., которой он передал для размена купюру достоинством 1000 рублей. Чернецова Е.А. разменяла ее двумя купюрами достоинством по 500 рублей. Затем сотрудник милиции внес купюру достоинством 500 рублей в аппарат, а оператор-кассир выставил таймер игры в один час, положив кассовый чек в нижнее отделение аппарата. Поиграв пять минут, сотрудник милиции попросил оператора-кассира снять 650 рублей. Оператор-кассир Чернецова Е.А. подошла, сбросила таймер, на экране погасли кредиты в сумме 650 рублей, после чего она выдала сотруднику милиции лично в руки 650 рублей, а последний предъявил служебное удостоверение.
По результатам проверки составлены протокол об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей и документов от 27.11.2009, акт проверочной закупки (контрольной игры) от 27.11.2009, а также протокол об изъятии вещей и документов от 27.11.2009.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, прокурор 09.12.2009 в отношении Предпринимателя при его участии возбудил дело об административном правонарушении, о чем вынес соответствующее постановление, а 15.12.2009 - обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности на основании данной нормы.
Согласно указанному заявлению прокурора в помещении развлекательного центра, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Диктора Левитана, д. 22, размещены автоматы развлекательные в количестве 14 штук с серийными номерами: 001671, 001621, 001066, 001117, 001423, 001675, 001630, 952, 001244, 944, 001462, 001146, 000860, один автомат без номера, используемые Предпринимателем для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения.
Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования прокурора. При этом суд исходил из доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), который устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 2 названного Федерального закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
На основании статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В силу статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 6 Федерального закона N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом N 244-ФЗ введены следующие жесткие меры государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр: выделение специализированных территорий - игорных зон; выдача разрешений на осуществление соответствующей деятельности только юридическим лицам именно в игорных зонах; выдача лицензий на осуществление соответствующей деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах.
Со дня вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с названным Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Статьей 13 Федерального закона N 244-ФЗ предусмотрено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день его вступления в силу, продлевается строго до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Таким образом, с 01.07.2009 осуществление игорной деятельности вне игорной зоны законом запрещено, такая деятельность является незаконной.
Владимирская область не включена в перечень игорных зон, выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр во Владимирской области законом не установлена.
Обязанность получения лицензии на деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливалась подпунктами 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые в силу статей 17 и 20 Федерального закона N 244-ФЗ утратили силу с 30.06.2009.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении законной предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
Прокурор считает, что Предприниматель осуществляет деятельность, которая требует специального разрешения.
Вместе с тем такая деятельность прямо запрещена Федеральным законом N 244-ФЗ, а значит, разрешение на ее осуществление и, более того, на территории, не относящейся к игорной зоне, получено быть не может. Следовательно, удовлетворение требований прокурора противоречит целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, определенным в статьях 1.2 и 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеизложенное исключает возможность констатировать совершение Предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, и ставить вопрос о привлечении его к административной ответственности.
Нарушение запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, а может иметь последствием привлечение к ответственности на основании иного закона. Однако механизм государственного контроля за осуществлением соответствующей деятельности законодательно не установлен и юридическая ответственность в этом отношении не определена.
В силу статьи 24.5 КоАП отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права, а требование прокурора - отклонению.
В силу части 3 статьи 29.10 КоАП Предпринимателю подлежат возврату изъятые по протоколу изъятия от 27.11.2009 игровые автоматы в количестве 14 штук.
Кроме того, Предпринимателю из федерального бюджета подлежит возврату уплаченная им государственная пошлина.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.01.2010 по делу N А43-16137/2009 отменить.
Отказать прокурору г. Владимира в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Курбакова Евгения Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Курбакову Евгению Александровичу развлекательные автоматы в количестве 14 штук с серийными номерами: 001671, 001621, 001066, 001117, 001423, 001675, 001630, 952, 001244, 944, 001462, 001146, 000860, один автомат без номера, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 27.11.2009.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Курбакову Евгению Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-16137/2009
Истец: Прокурор г.Владимира, Прокуратура г.Владимира
Ответчик: Ответчики, Курбатов Е А
Третье лицо: Третьи лица, ИП Курбаков Евгений Александрович