Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2010 г. N 01АП-6199/2009
г. Владимир |
|
"19" января 2010 г. |
Дело N А11-9318/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.10.2009
по делу N А11-9318/2009, принятое судьей Мокрецовой Т.М.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области
о взыскании с открытого акционерного общества "Муромский машиностроительный завод" недоимки по страховым взносам в размере 434 754 руб. 11 коп.
В судебном заседании принял участие представитель
открытого акционерного общества "Муромский машиностроительный завод" -Платонова О.В. по доверенности от 10.01.2010 N 05.
От Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление N 42351).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ следующее.
Согласно расчёту авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за III квартал 2008 года и декларации за 2008 год сумма самостоятельно исчисленных открытым акционерным обществом "Муромский машиностроительный завод" (далее по тексту - Общество) страховых взносов за III, IV кварталы 2008 года составила 415 404 рублей, в том числе: на страховую часть пенсии - 332 838 рублей, на накопительную часть пенсии - 82 566 рублей.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области (далее по тексту - Управление), установив факт неуплаты страховых взносов за указанные периоды в установленный срок, направило в адрес Общества требование от 09.06.2009 N 6820118 об уплате в срок до 30.06.2009 страховых взносов на страховую часть пенсии в сумме 332 838 рублей, на накопительную часть пенсии в сумме 82 566 рублей, а также пеней в сумме 15 250 рублей 31 копейки (на страховую часть пенсии) и в сумме 4 099 рублей 80 копеек (на накопительную часть пенсии).
Поскольку требование Обществом не было исполнено в установленный в нём срок, Управление обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с Общества данной суммы.
Решением от 26.10.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которому сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 указанной статьи обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, в том числе с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства денежных средств со счёта налогоплательщика в банке при наличии на нём достаточного денежного остатка на день платежа.
Статьёй 60 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счёт денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днём получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При наличии денежных средств на счёте налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа (пункт 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", положение статьи 57 Конституции Российской Федерации предполагает, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания кредитным учреждением платежа с расчётного счёта плательщика при наличии на этом счёте достаточного денежного остатка независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счёт.
В силу положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Как следует из материалов дела, Общество направило в кредитную организацию - закрытое акционерное общество коммерческий банк "МИРА-БАНК" платёжные поручения от 23.10.2008 N N 2457, 2458, 2464, 2465 на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за III, IV кварталы 2008 года в общей сумме 415 404 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что на дату исполнения указанных платёжных поручений (23.10.2008) у Общества имелся остаток денежных средств, достаточный для проведения платежа.
Денежные средства в уплату страховых взносов с расчётного счёта Общества банком были списаны (выписка из лицевого счёта на 23.10.2008, письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области от 15.10.2009 N 10-05/19441), но в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не поступили в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счёте кредитного учреждения.
На дату проведения платежей (23.10.2008) банк являлся действующей кредитной организацией, имел соответствующую лицензию и у него отсутствовали какие-либо ограничения на осуществление банковских операций (лицензия на осуществление банковских операций отозвана у закрытого акционерного общества коммерческого банка "МИРА-БАНК" с 12.11.2008 (приказ Центрального банка Российской Федерации от 11.07.2008 N ОД-834 опубликован в "Вестнике Банка России" от 14.11.2008 N 66 (1082)).
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу о том, что Обществом в рамках действующего законодательства обязанность по уплате страховых взносов за III, IV кварталы 2008 года исполнена в полном объёме.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для начисления Обществу пеней и обращения в суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пеней.
Ссылка Управления на положения пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку данная норма касается только вопроса учета поступивших страховых взносов в Пенсионном фонде и возникновения встречных обязательств Пенсионного фонда перед застрахованными лицами по выплате им страхового обеспечения и не может служить основанием для признания сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, списанных с расчетного счета страхователя, но не поступивших на счет органа Пенсионного фонда, недоимкой.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.10.2009 по делу N А11-9318/2009 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9318/2009
Истец: УПФ РФ (ГУ) в о.Муром и Муромском районе Владимирской области, Управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области
Ответчик: Ответчики, ОАО "Муромский машиностроительный завод"
Третье лицо: Третьи лица