г. Владимир |
Дело N А38-1910/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2010.
Полный текст постановления изготовлен 22.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вечканова А.И.,
судей Белякова Е.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2009
по делу N А38-1910/2008, принятое судьей Черных В.А.,
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
к открытому акционерному обществу "Мариэнергосбыт",
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл,
о взыскании 143 918 872 руб. 77 коп.,
в судебном заседании приняли участие:
от истца - Судденок К.В. по доверенности от 20.11.2009 сроком действия один год, Попова Е.Ф. по доверенности от 24.12.2009 сроком действия до 31.12.2009, Морозова Ю.В. по доверенности от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010, Ясиновская И.И. по доверенности от 20.11.2009 сроком действия один год, Городничева Н.А. по доверенности от 15.10.2009 сроком действия до 31.12.2009, Дементьева Е.М. по доверенности от 20.11.2009 сроком действия один год;
от ответчика - Кузнецова С.В. по доверенности от 25.12.2009 N 15/10 сроком действия до 31.12.2010, Родин Е.О. по доверенности от 27.11.2009 N 103/09 сроком действия до 31.12.2010, Астафьев К.Р. по доверенности от 01.01.2009 N 44/09 сроком действия один год, Сторожев А.В. по доверенности от 01.01.2009 N 15/09 сроком действия до 31.12.2011;
от третьего лица - не явился, извещён (уведомления N 91205, 91204),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - истец, ОАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к открытому акционерному обществу "Мариэнергосбыт" (далее - ответчик, ОАО "Мариэнергосбыт") о взыскании основного долга в сумме 143 918 872 руб. 77 коп. за период с января по март 2008 года по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.
Арбитражный суд Республики Марий Эл к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Республиканскую службу по тарифам Республики Марий Эл (далее - РСТ по РМЭ).
Решением от 22.09.2009 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении искового требования.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.08.2005 N200, указал, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии не территории республики утверждаются РСТ РМЭ. При этом истец отметил, что суд первой инстанции не принял во внимание, что примененные им при расчете тарифы 2007 года отменены постановлением РСТ РМЭ от 01.02.2008 N15 с 01.01.2008.
Истец считает, что суд при рассмотрении дела не оценил доводы третьего лица о том, что для ответчика в спорный период при расчете тарифов также учитывались его затраты на оплату услуг по передаче электроэнергии исходя из тарифов на оплату этих услуг, планируемых на 2008 год.
Кроме того, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в жалобе уточнил, что согласно письменным разъяснениям, данным Федеральной службой по тарифам России, тарифы, установленные Постановлением РСТ РМЭ от 13.03.2008 N 28 (в редакции Постановления РСТ РМЭ от 20.03.2008 N 35) должны применяться в расчетах за услуги по передаче электроэнергии в период с 01.01.2008 по 30.04.2008.
Со ссылкой на пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 199, статью 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель считает неверным вывод арбитражного суда о том, что РСТ РМЭ не наделена правом устанавливать дату введения тарифа.
Также считает, что суд, установив факт надлежащего оказания истцом услуг по договору, должен был при расчете платы за услуги по передаче электрической энергии применить тарифы 2008 года, поскольку момент их введения с 01.01.2008 был согласован сторонами в пункте 7.7 договора.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы. Считают оспариваемый судебный акт незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Представители ответчика, возражая против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 15.01.2010.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 07.10.2008 отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании основного долга в сумме 143 918 872 руб. 77 коп. за период с января по март 2008 года по договору оказания услуг по передаче электрической энергии. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 решение Арбитражного суда РМЭ от 07.10.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2009 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.10.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 отменены, дело передано на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Материалами дела установлено, что 01.01.2007 между ОАО "Мариэнерго" и ОАО "Мариэнергосбыт" заключен договор N 52/07 оказания услуг по передаче электрической энергии.
ОАО "Мариэнерго" 29.02.2008 было реорганизовано путем присоединения к ОАО "МРСК Центра и Приволжья". Согласно приложению N 27 к передаточному акту по состоянию на 28.02.2008 к истцу перешли в полном объеме права и обязанности ОАО "Мариэнерго" по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 52/07.
Дополнительным соглашением N 2 к договору от 01.01.2007 N 52/07 стороны в качестве исполнителя по договору указали ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и продлили срок действия договора на период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
По условиям договора истец обязался оказать ответчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, а ответчик принял на себя обязательство своевременно оплатить оказанные услуги в порядке, установленном договором (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 7.5 договора стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется путем умножения объема переданной электроэнергии на установленный органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для исполнителя тариф на услуги по передаче электроэнергии и вычитания из полученного результата стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, отнесенной на заказчика пропорционально его доле в объеме электроэнергии, отпущенной из сетей исполнителя. Окончательный расчет производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 7.6 договора).
Истец во исполнение обязательств по договору оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии в период с 01.01.2008 по 31.03.2008 в количестве 264 552 044 кВтч, что подтверждается актами об оказании услуг по передаче электрической энергии за январь, февраль и март 2008 года (т. 1, л.д. 45-49, 128-129, 149). Акты об оказании услуг подписаны полномочным представителем ответчика и удостоверены печатью заказчика.
Для оплаты оказанных услуг истец в адрес ответчика выставил счета-фактуры на общую сумму 306 949 011 руб. 46 коп. Платежными поручениями за период с 31.01.2008 по 16.04.2008 ОАО "Мариэнергосбыт" произвело частичную оплату в сумме 163 030 138 руб. 69 коп.
По мнению истца, неоплаченной осталась задолженность в сумме 143 918 872 руб. 77 коп., рассчитанная по тарифам, утвержденным постановлением РСТ РМЭ от 13.03.2008 N 28 с изменениями, внесенными постановлением РСТ РМЭ от 20.03.2008 N 35.
Между тем, ответчик отрицает предъявленное требование и утверждает, что им полностью оплачена задолженность перед истцом по тарифам, которые действовали на момент платежа.
Тем самым, между истцом и ответчиком возникли разногласия относительно тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости оказанных истцом услуг по передаче электрической энергии.
Данные доводы заявлены в апелляционной жалобе в качестве оснований для отмены оспариваемого решения.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу законодательства об электроэнергетике оплата предусмотренных договором услуг должна производиться по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом. Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 Закона РСТ РМЭ является органом исполнительной власти Республики Марий Эл и наделена полномочиями по установлению платы за услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом в области регулирования тарифов предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Тарифы, по которым производились расчеты между истцом и ответчиком в 2007 году, были утверждены постановлением РСТ РМЭ от 22 января 2007 года N 9. В связи с продлением договора на 2008 год заказчик оплачивал услуги, полученные в январе-марте 2008 года, в размере выставляемого истцом прежнего тарифа.
Постановлением РСТ РМЭ от 13 марта 2008 года N 28 был введен в действие с 1 января 2008 года тариф для ОАО "Мариэнергосбыт" на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в размере 1003,267 руб. за 1 МВтч.
В названный акт были внесены изменения постановлением РСТ РМЭ от 20 марта 2008 года N 35, которыми для ответчика был установлен тариф в размере 1003,578 руб. за 1 МВтч..
По мнению заявителя жалобы, независимо от даты принятия и опубликования действие постановления РСТ РМЭ от 13 марта 2008 года N 28 распространяется на договорные обязательства с 1 января 2008 года по прямому указанию пункта 1 названного нормативного акта.
В соответствии с пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), постановление регулирующего органа об установлении тарифов должно содержать, кроме прочего, дату введения тарифов и сроки их действия. Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет (пункт 25 Правил).
Оценив в совокупности указанные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что РСТ РМЭ не наделена правом устанавливать дату введения тарифа и срок его действия произвольно, с нарушением императивных норм закона о недопустимости придания акту обратной силы. При этом указал, что постановление РСТ РМЭ от 13.03.2008 N 28 не имеет обратной силы и не может применяться к договорным правоотношениям, возникшим до введения его в действие.
С учетом изложенного, арбитражный суд указал, что, поскольку тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные постановлением РСТ РМЭ от 13.03.2008 N 28 (в редакции Постановления РСТ РМЭ от 20.03.2008 N 35) были опубликованы только 18.03.2008, следовательно, с указанной даты они подлежат применению к обязательствам должника. При определении же стоимости услуг в период с 01.01.2008 по 17.03.2008 применим тариф, установленный постановлением РСТ РМЭ от 23.01.2007 N 12.
Суд апелляционной инстанции не согласен с данным выводом суда, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении указал, что вопрос о размере платы за переданную энергию при отсутствии утвержденного в установленном порядке тарифа может быть разрешен с учетом результатов экспертизы, проведенной специалистами регулирующего органа или независимой экспертной организации, либо заключений, представленных специалистами регулирующего органа.
Республиканская служба по тарифам РМЭ в своих отзывах высказала свою позицию по экономической обоснованности и необходимости применения спорного тарифа, представила к отзыву на апелляционную жалобу заключение экономической обоснованности применения тарифа.
В своем заключении РСТ РМЭ указывает, что экономически обоснованной в период с 01.01.2008 по 30.04.2008 может быть цена за услуги по передаче электроэнергии между ОАО "Мариэнергосбыт" и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (Мариэнерго) в размере 1003, 578 руб./МВтч.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" цены на электрическую энергию подлежат государственному регулированию.
Регулирование указанных цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с этой же статьей органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ государственное регулирование названных тарифов осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Согласно пункту 11 Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, решение федерального органа исполнительной власти об отмене решения должно содержать основание и дату отмены решения, а также рекомендации, касающиеся порядка и срока принятия органами, решения которых отменяются, новых решений об установлении тарифов, включая требования по расчету тарифов в соответствии с основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Во исполнение приказа Федеральной службы по тарифам России N 128-к, спорные постановления РСТ РМЭ от 13.03.2008 N28, от 20.03.2008 N 35 были отменены постановлением РСТ РМЭ от 28.04.2008 N 44 с 01.05.2008.
В связи с тем, что в приказе Федеральной службы по тарифам России N 128-к не была указана дата, с которой спорные тарифы отменены по запросу истца, в порядке пункта 6.13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам России письмом от 30.06.2008 N 4-1068 разъяснила, что тарифы, установленные постановлением РСТ РМЭ от 13.03.2008 N 28 (в редакции постановления от 20.03.2008 N 35), подлежат применению в расчетах за услуги по передаче электроэнергии в период с 01.01.2008 по 30.04.2008.
Разъяснения Федеральной службой по тарифам России даны на основании полномочий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332.
С заявлением о признании недействующим постановления РСТ РМЭ от 13.03.2008 N 28 в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ответчик не обращался. Кроме того, из материалов дела следует, что тариф, установленный постановлением РСТ РМЭ от 23.01.2007 N 12, отменен с 01.01.2008 постановлением РСТ РМЭ от 01.02.2008 N 15.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, приняв во внимание правовую позицию РСТ РМЭ, представленное республиканской службой заключение, которое апелляционный суд считает обоснованным, суд полагает, что в спорный период расчеты за услуги по передаче электрической энергии должны производиться по цене (тарифам) в размере 1003, 578 руб./МВтч.
При этом подписанное сторонами в апреле 2008 года дополнительное соглашение N 2 к договору от 01.01.2007 N 52/07, в котором в качестве исполнителя по договору указали ОАО "МРСК Центра и Приволжья", установили ряд других условий договора и продлили срок действия договора на период с 01 января по 31 декабря 2008 года, согласуется с изложенными выше выводами апелляционного суда.
На основании вышеизложенного суд считает решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2009 вынесенным с нарушением пунктов 1, 3, 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2009 по делу N А38-1910/2008 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - удовлетворить.
Исковые требования открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Мариэнергосбыт" в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" задолженность за период с января по март 2008 года в сумме 143 918 872 руб. 77 коп., расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в сумме 100 000 руб., и 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 01АП-4203/2008
Истец: ОАО "МРСК Центра и Приволжья"
Ответчик: Ответчики, ЗАО "Мариэнергосбыт"
Третье лицо: Третьи лица, Республиканская служба по тарифам РМЭ