Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2010 г. N 01АП-1722/2010
г. Владимир |
|
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2010
по делу N А38-3823/2009, принятое судьей Камаевой А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Особое конструкторское бюро Кристалл"
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - Коморина А.Л. по доверенности от 18.08.2009 N 35, сроком действия три года;
открытого акционерного общества "Особое конструкторское бюро Кристалл" - Авдеевой И.В. по доверенности от 51.02.2010 N 57юр, сроком действия до 31.12.2010, Изычева В.Ю. на основании протокола от 16.04.2010 N 86,
и УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Особое конструкторское бюро Кристалл" (далее - ОАО "ОКТБ Кристалл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Управление, уполномоченный орган), выразившихся в уклонении от предоставления Обществу в собственность за плату земельного участка общей площадью 52 064 кв.м., кадастровый номер 12:05:0403008:396, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 93.
В целях восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать уполномоченный орган подготовить и направить в двухнедельный срок со дня принятия решения арбитражным судом проект договора купли-продажи указанного земельного участка, с предложением о его заключении
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2010 действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, выразившиеся в уклонении от предоставления в собственность за плату открытому акционерному обществу "Особое конструкторское бюро Кристалл" земельного участка площадью 52 064 кв.м., кадастровый номер 12:05:0403008:396, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 93, признаны незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации. Одновременно на уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки и направления Обществу в двухнедельный срок со дня принятия судом решения проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное выяснение и недоказанность судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Управление сообщает, что им производились все необходимые действия для получения поручения Центрального аппарата Росимущества на заключение договора купли-продажи указанного земельного участка. Однако подготовленный пакет документов неоднократно возвращался в Управление для доработки, до настоящего времени поручение на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка не получено.
Представители Общества в судебном заседании поддержали отзыв на апелляционную жалобу.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 31.10.2008 ОАО "ОКТБ Кристалл" обра-тилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собствен-ность за плату находящегося в федеральной собственности земельного участка, на кото-ром расположены объекты недвижимости Общества, принадлежащие ему на праве собственности.
Согласно данному распоряжению уполномоченный орган предоставил в собственность за плату ОАО "ОКТБ Кристалл" земельный участок из земель на-селенных пунктов общей площадью 52 064 кв.м, кадастровый номер 12:05:0403008:396, находящийся по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 93, разрешенное использование: для размещения произ-водственной базы, по цене согласно прилагаемому расчету.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок из зе-мель населенных пунктов площадью 52 064 кв.м., кадастровый номер 12:05:0403008:396, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йош-кар-Ола, ул. Строителей, 93, зарегистрировано в установленном законом поряд-ке.
Письмами от 23.03.2009 N 03-770, от 25.05.2009 N 05-1601, от 5.06.2009 N 06-1745, от 07.08.2009 N 08-2611 Управление подтвердило, что представленный Обществом комплект документов соответствует требованиям, предъявляемым к документам на выкуп земельного участка. Одновременно уполномоченный орган сообщил о том, что в на-стоящее время у него отсутствует возможность подписывать дого-воры купли-продажи земельных участков. После утверждения Центральным аппаратом Росимущества порядка продажи земельных участков он намерен за-ключить с ОАО "ОКТБ Кристалл" договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
С целью получения поручения Управление направило в Центральный аппарат Росиму-щества заявление ОАО "ОКТБ Кристалл" о приобретении прав на земельный участок и приложенные к нему документы.
Письмом от 29.09.2009 N ПП-10/24362 вышестоящий орган возвратил пакет документов в Управление на доработку в связи с отсутствием документов, позво-ляющих идентифицировать объекты недвижимости ОАО "ОКТБ Кристалл" на выкупаемом земельном участке, копии свидетельства о государственной регист-рации юридического лица, а также по причине ненадлежащего оформления пол-номочий лица, подписавшего заявление на приобретение в собственность зе-мельного участка. Общество уведомлено о возврате документов на доработку.
После устранения ОАО "ОКТБ Кристалл" замечаний уполномоченный орган повторно направил в вышестоящую инстанцию обращение по вопросу приватизации спорного земельного участка.
По истечении определенного времени Общество, посчитав, что Управление уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для признания апелляционной жалобы обоснованной и отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного вышеназванным постановлением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Согласно пунктам 4.1, 4.6. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, обращение Общества с заявкой на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка к Управлению как уполномоченному органу являлось правомерным. В свою очередь, Управление обязано рассмотреть заявку Общества в установленный пунктом 6 статьи 36 Кодекса срок.
В данном случае заявка Общества от 31.10.2008 была рассмотрена Управлением в установленный законом срок, а результатом явилось издание распоряжения от 04.12.2008 N 789 о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
При этих условиях суд апелляционной инстанции полагает, что в целях принятия решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка уполномоченный орган исследовал представленные Обществом документы на предмет их соответствия требованиям законодательства.
Принимая во внимание установленный законом срок для разрешения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка и учитывая принятие Управлением соответствующего решения, уполномоченный орган не имел оснований для ненаправления в адрес Общества договора купли-продажи земельного участка. Такие действия государственного органа являются незаконными, не соответствующими статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка государственного органа на отсутствие у него полномочий в связи с неутвержденным Центральным аппаратом Росимущества порядка продажи земельных участков, предусмотренного пунктом 1.1.6 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 207 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Республике Марий Эл функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", приведенная и в суде первой, и в суде апелляционной инстанции со ссылкой на письма Росимущества, отклоняется, как основанная на неверном толковании нормам действующего законодательства. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений, не должны являться препятствием к реализации праву лица на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к обоснованному выводу о незаконности действий Управления, выразившихся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка.
Арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые действия совершены уполномоченным органом, однако не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации и нарушают права, законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, устано-вив, что действия государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий незаконными.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно удовлетворил требования Общества и в соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены; оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2010 по делу N А38-3823/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3823/2009
Истец: ОАО "ОКТБ Кристалл"
Ответчик: Ответчики, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Марий Эл