г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 09.06.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвичёвой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола", г.Йошкар-Ола,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2010
по делу N А38-469/2010, принятое судьей Коноваловым И.М.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
об оспаривании постановления Управления внутренних дел по городскому округу "Город Йошкар-Ола" о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ следующее.
По факту образования зимней скользкости 13 января 2010 года на проезжей части дорожного покрытия на участке ул. Мира (от ул. Кирова до ул. К. Либкнехта) г.Йошкар-Олы должностным лицом ОГИБДД УВД по г.Йошкар-Ола вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с обнаружением сотрудником ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Йошкар-Оле зимней скользкости на участке дорожного покрытия при расследовании материалов по дорожно-транспортному происшествию.
Госинспектором дорожного надзора ОГИБДД УВД по г.Йошкар-Оле Апанаевым П.Т. в отношении муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее по тексту - Предприятие) 27 января 2010 года составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому предприятие нарушило правила зимнего содержания дорог, что привело к образованию зимней скользкости на участке дорожного покрытия по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира (от ул. Кирова до ул. К. Либкнехта). Выявленное правонарушение квалифицировано по статье 12.34 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.
Законный представитель Предприятия извещался о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении. При составлении протокола присутствовал представитель юридического лица по доверенности от 01.01.2010 Добровольская Т.М. Права и обязанности, установленные Кодексом об административном правонарушении Российской Федерации, ей разъяснялись, что подтверждено Добровольской Т.М. в судебном заседании суда первой инстанции, а также ее подписью в протоколе от 27.01.2010 (л.д. 49, протокол судебного заседания от 01.04.2010). Форма и содержание протокола соответствуют правилам статьи 28.2 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации. Должностное лицо, составившее протокол, имело надлежащие полномочия, что следует из части 1 статьи 28.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.
По итогам рассмотрения материалов об административном правонарушении 3 февраля 2010 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УВД по г.Йошкар-Ола Апанаевым П.Т. вынесено постановление 12 АМ N 535997 о привлечении муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. В постановлении указано на нарушение предприятием пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса Российской Федерации от 16.06.2003 N ОС-548-р.
Не согласившись с постановлением административного органа, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2010 предприятию в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права.
Предприятие считает, что зимняя скользкость могла образоваться при любой степени предусмотрительности предприятия и соблюдения им всех требований по содержанию дорог в зимний период времени.
По мнению Предприятия, образование зимней скользкости не является прямым доказательством отсутствия работ на рассматриваемом участке улицы.
В апелляционной жалобе Предприятие указало, что Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р, имеет для дорог муниципального подчинения только рекомендательный характер.
Предприятие считает, что суд необоснованно отклонил его доводы об отсутствии нормативно установленных правил содержания муниципальных дорог.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда - законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правила проведения ремонта и обязанности по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии определены специальным законодательством. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектом вмененного предприятию административного правонарушения является лицо, осуществляющее содержание муниципальных дорог. Предприятием не оспаривается, что оно является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса.
МУП "Город" МО "Город Йошкар-Ола" обоснованно признано субъектом административного правонарушения по статье 12.34 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, поскольку распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N 187 от 31.03.2009 автомобильные дороги городского округа "Город Йошкар-Ола" переданы в хозяйственное ведение МУП "Город" (л.д. 11). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава МУП "Город" предприятие создано для проведения текущего и капитального ремонта дорог и тротуаров; механизированной очистки проезжей части дорог и тротуаров от пыли, грязи и льда; содержания дорог и тротуаров (л.д. 19-21).
Следовательно, на предприятие возложено бремя содержания автомобильных дорог в г. Йошкар-Оле (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации) и оно может привлекаться к административной ответственности за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог в небезопасном для дорожного движения состоянии.
По правилам статей 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает достоверно доказанным факт образования зимней скользкости на участке дорожного покрытия по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира (от ул. Кирова до ул. К. Либкнехта), что не отрицается Предприятием и подтверждено служебной запиской мастера предприятия Новоселовой Т.Б. об обнаружении зимней скользкости 08.01.2010 в 11 час. 50 мин. (л.д. 61). Указанный дефект дорожного покрытия выявлен должностным лицом ОБ ДПС ГИБДД УВД по г.Йошкар-Оле 08.01.2010 в связи с совершением ДТП на указанном участке дороги в 12 час. 15 мин. (л.д. 46, оборотная сторона).
Тем самым МУП "Город" МО "Город Йошкар-Ола" совершено противоправное бездействие. Наличие зимней скользкости является нарушением установленного ГОСТом и иными нормативными актами допустимого состояния дорожного покрытия в зимний период.
Так, допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), принятым и утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В силу пункта 1 ГОСТ Р 50596-93 работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям данного ГОСТа. Стандартом предусмотрено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь зимней скользкости.
Перечень необходимых мероприятий определен Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р (далее - Руководство). В соответствии с пунктом 3.3.1 Руководства зимнее содержание дороги зависит от погодно-климатических условий района ее прохождения. При организации работ по борьбе с зимней скользкостью используется различная метеорологическая информация. Для планирования работ и расчета ресурсов на борьбу с зимней скользкостью необходима климатологическая (режимно-справочная) информация. Для оперативной организации работ, выбора вида и норм распределения противогололедных материалов необходимо использовать специализированные прогнозы погоды, штормовые предупреждения, текущую или фактическую метеорологическую информацию. Такая информация может быть получена в региональных отделениях Росгидромета. Текущая информация о погодных и дорожных условиях может быть получена с автоматических дорожных метеостанций (АДМС).
Все прочие виды метеорологической информации являются специализированными и передаются во все дорожные организации на договорной основе за плату, обеспечивающее покрытие затрат Росгидромета на их создание и передачу (п. 3.3.4 Руководства).
Согласно пунктам 4.4.1 и 4.4.2 Руководства для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами. Профилактический способ позволяет снизить затраты дорожной службы на борьбу с зимней скользкостью, обеспечить допустимые сцепные качества покрытий и безопасность движения в зимний период, уменьшить вредное воздействие ПГМ на окружающую среду за счет применения рациональной технологии и минимально-допустимых норм распределения ПГМ. Однако, эффективность этого способа возможна лишь при обеспечении зимних работ специализированными прогнозами образования зимней скользкости.
Профилактическую обработку покрытий осуществляют при: прогнозировании образования на покрытии стекловидного льда; ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката.
Таким образом, требование об обеспечении соответствия состояния дорог в зимний период установленным правилам и стандартам обязывало предприятие осуществлять комплекс работ по защите дорог от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями. В целях предупреждения образования зимней скользкости оно должно своевременно выявлять и устранять дефекты дорожного покрытия.
Однако своевременные и надлежащие действия по предотвращению образования зимней скользкости предприятием не производились. Согласно справке ГУ "Марийский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ГУ "Марийский ЦГСМ") 8 января 2010, в день выявления зимней скользкости на участке дороги, температура воздуха составляла от - 13,3 до - 24,5 градусов, наблюдались осадки в виде снега (л.д. 70-71). Заявителем не представлены доказательства осуществления профилактических мероприятий по предотвращению образования зимней скользкости на участке дорожного покрытия по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира (от ул. Кирова до ул. К. Либкнехта), в период до 12 ч. 15 мин. 08.01.2010 года.
Поэтому зимняя скользкость на участке дорожного покрытия образовалась в период до 08.01.2010, что указывает на виновность предприятия в нарушении правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии. Последующее выявление и устранение зимней скользкости после совершения ДТП на дефектном участке дорожного покрытия также свидетельствует о ненадлежащем исполнении заявителем его обязанности по содержанию дорог.
Событие административного правонарушения доказано административным органом, оно правильно отражено в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности.
При этом арбитражным судом отклоняется довод заявителя об отсутствии обязательных для него нормативно установленных правил содержания муниципальных дорог.
Действие как статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации о бремени содержания имущества, так и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", федеральных стандартов, нормативных актов о содержании дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, полностью распространяется на лиц, обязанных проводить ремонт и содержание муниципальных дорог. Такая обязанность возложена на МУП "Город" МО "Город Йошкар-Ола" собственником (л.д. 11). Ее неисполнение правомерно повлекло привлечение предприятия к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1.2 Руководства работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93 и соответствовать заданному уровню содержания. Для выполнении этих требований осуществляется комплекс профилактических мероприятий, цель которых - не допустить образование зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии.
Представленные МУП "Город" путевые листы не содержат сведений о конкретном времени и видах выполненных профилактических работ на дефектном участке дороги (л.д. 15-16, 64-75). Согласно записи в журнале выполненных работ, зимняя скользкость по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира (от ул. Кирова до ул. К. Либкнехта), была обнаружена и устранена работниками МУП "Город" после совершения ДТП и получения информации от сотрудников ГИБДД в 14 час. 10 мин. Предприятием не проводились какие-либо профилактические мероприятия, направленные на устранение зимней скользкости на спорном участке дороги. Поэтому арбитражный суд признает обоснованным вывод административного органа о том, что образование дефекта дорожного покрытия в виде зимней скользкости, не обработанного противогололедными материалами, произошло в результате ненадлежащего исполнения обязанности по содержанию муниципальных дорог, установленной статьей 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Эффективность и своевременность профилактических мероприятий по недопущению образования зимней скользкости возможны лишь при обеспечении зимних работ специализированными прогнозами образования зимней скользкости (пункт 4.4.2. Руководства). Между тем в 2010 году предприятием не заключался договор с ГУ "Марийский ЦГСМ" о предоставлении специализированной метеорологической информации, данные метеорологических наблюдений не использовались при планировании мероприятий по содержанию дорог города в зимний период, что было подтверждено заявителем в судебном заседании (протокол судебного заседания от 01.04.2010). Следовательно, заявителем не принимались необходимые меры по своевременному обнаружению и устранению дефекта дорожного покрытия в виде зимней скользкости по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира (от ул. Кирова до ул. К. Либкнехта). МУП "Город" правильно признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.
Не может освобождать от административной ответственности и ненадлежащее финансирование из городского бюджета расходов на содержание дорог.
Иных объективных обстоятельств, препятствовавших выполнению предприятием своих обязанностей по соблюдению правил содержания дорог на спорном участке дорожного покрытия, в ходе рассмотрения дела не установлено.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Марий Эл правомерно отказал в удовлетворении заявления предприятия о признании незаконным и отмене постановления Управления 12 АМ N 577411 от 15.02.2010 по делу об административном правонарушении.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2010 по делу N А38-469/2010 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-469/2010
Истец: МУП "Город" муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
Ответчик: Ответчики, Управление внутренних дел по городскому округу "Город Йошкар-Ола"
Третье лицо: Третьи лица