г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полховской Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.11.2009
по делу N А38-5939/2009, принятое судьей Толмачевым А.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Компания "Эр-Телеком"
о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 03.09.2009 N 88-09/128 о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Компания "Эр-Телеком" - Грачева С.А. по доверенности от 01.10.2009 N 14;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - не явились (уведомление N 87334), и
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Компания "Эр-Телеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - Управление, административный орган) от 03.09.2009 N 88-09/128 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 14.11.2009 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования Общества, придя к выводу об отсутствии противоправности в действиях Общества.
Управление не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и принять новый судебный акт.
Управление указало, что согласно пункту 5 информационного письма Центрального банка Российской Федерации от 28.02.2007 N 35 "Обобщение практики применения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" если в подтверждающем документе выделена сумма налога на добавленную стоимость, то в графе 5 справки о подтверждающих документах резидент указывает сумму подтверждающего документа без учета такого налога; в ходе рассмотрения административного дела не было установлено объективных обстоятельств, препятствующих исполнению Обществом возложенной на него публичной обязанности.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.11.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в ходе проверки соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля выявлено, что 01.07.2006 между Обществом и DISCOVERY COMMUNICATION EUROPE (Соединенное Королевство) заключено соглашение о присоединении Российского кабельного оператора.
Во исполнение вышеназванного соглашения контрагентом 24.09.2008 Обществу оказаны услуги на сумму 9190,44 доллара США, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 1401, 93 доллара США.
Установив в ходе проверки нарушение Обществом пункта 5 приложения к Положению Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", Управление 20.08.2009 в отношении него составило протокол об административном правонарушении N 88-09/128, а постановлением от 03.09.2009 N 88-09/128 Общество привлечено к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установлено.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Объектом правонарушения является установленный законом порядок осуществления валютных операций.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
Обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ). При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 285-П).
В соответствии с пунктом 2.1 главы 2 данного Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки (далее - ПС) документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).
Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах должны представляться резидентом в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий: 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям уста-новлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидента-ми, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", согласно подпункту 1.3 пункта 1 которого формой учета по ва-лютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является в том числе справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
Как определено в пункте 5 приложения 1 к Положению N 258-П, в графе 5 справки о подтверждающих документах отражается стоимость услуг, указан-ная в подтверждающем документе в валюте согласно подтверждаю-щему документу.
В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения справок о подтверждающих документах (приложение N 1 к Положению N 258-П) в графе 1 справки указывается дата оформ-ления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг; в графе 5 справки - стоимость работ, услуг, отраженная в подтверждающем документе (пункт 5 Порядка).
В рассматриваемом случае в справке о подтверждающих документах указана дата - 24.09.2008, соответствующая акту выполненных работ от 24.09.2008, являющемуся подтверждающим выполнение работ документом.
В графе 5 справки отмечены суммы 9190,44 и 8455,2 в валюте, указанной в подтверждающем документе, в данном случае в долларах США, составляющих стоимость оказанных услуг.
Следовательно, суд правильно указал на отсутствие нарушений со стороны Общества при заполнении справки о подтверждающих документах от 24.09.2008 пункта 5 приложения N 1 к Положению N 258-П.
В пункте 5 информационного письма Центрального банка Российской Федерации от 28.02.2007 N 35 "Обобщение практики применения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России", нарушение которого также вменяется Обществу, предусмотрено, что если в подтверждающем документе выделена "в том числе" сумма налога на добавленную стоимость, то в графе 5 справки о подтверждающих документах рези-дент указывает сумму подтверждающего документа без учета налога на добавленную стоимость.
Обществом не отрицается, что данные суммы приведены в справке с учетом налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем в части 1 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ раскрывается понятие валютного законодательств Российской Федерации, которое состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, названная норма содержит исчерпывающий состав валютного законодательства Российской Федерации.
Информационные письма Центрального банка Российской Федерации не являются нормативными правовыми актами по вопросам валютного регулирования, а в действующем Положении N 258-П отсутствуют обязательные требования относительно указания объема стоимости оказанных услуг (с учетом НДС или без учета НДС).
В силу статьи 6 Федерального закона N 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
При этих условиях суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о том, что нарушение разъяснений Центрального банка Российской Федерации, приведенных в вышеназванном информационном письме, не является нарушением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, и, соответственно, об отсутствии противоправности в действиях Общества.
В рассматриваемом случае на Общество не может быть возложена ответственность на основании части 6 статьи 15.25 КоАП.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление Управления незаконным и отменил его.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.11.2009 по делу N А38-5939/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-5939/2009
Истец: ЗАО "Компания "ЭР-Телеком"
Ответчик: Ответчики, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ТУ в РМЭ
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6280/2009