г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 28.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Смирновой И.А., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.11.2009
по делу N А39-3171/2006, принятое судьей Трошиной В.И.
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
о процессуальном правопреемстве в отношении требования по капитализированным платежам,
без участия лиц,
и УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Саранский деревообрабатывающий завод" (далее - ОАО "Саранский деревообрабатывающий завод", Должник) Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об установлении процессуального правопреемства в отношении требований Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) по капитализированным платежам, включенных в реестр требований кредиторов Должника.
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.11.2009 уполномоченному органу отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России обратилась в Первый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции.
Уполномоченный орган считает, что в настоящее время в деле о банкротстве исключительно он вправе представлять интересы Российской Федерации по требованиям об уплате обязательных платежей, денежных обязательств перед Российской Федерацией и требований Российской Федерации по выплате капитализированных платежей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Уполномоченный орган ходатайством от 20.01.2010 N 05-15/00427 просит рассмотреть апелляционную жалобу в своё отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 12.02.2007 признал ОАО "Саранский деревообрабатывающий завод" несостоятельным (банкротом).
Определением суда первой инстанции от 16.04.2007 требования ФСС РФ признаны обоснованными и подлежащими включению в реестр требований Должника в заявленной сумме.
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.11.2009 уполномоченному органу отказано в удовлетворении заявления.
При принятии определения арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 48, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. И пришел к выводу, что в рамках настоящего дела основания для установления правопреемства отсутствуют; органом, уполномоченным представлять в деле о банкротстве требования к должнику по капитализированным платежам, предназначенным для застрахованных лиц, является Фонд социального страхования Российской Федерации
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными данным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
В силу положений статьи 134 Закона о банкротстве в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), а также оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Согласно статье 18 Закона о социальном страховании на Фонд возложена обязанность аккумулировать платежи в случае ликвидации страхователя.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" также установлено, что требование по капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, должно квалифицироваться как требование кредиторов третьей очереди. Кредитором в этом случае выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.
Налоговый орган от имени Российской Федерации вправе представлять в деле о банкротстве интересы граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющими право на получение соответствующих страховых выплат по обязательному социальному страхованию, а также по требованиям застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию. Данное право в силу статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" переходит к уполномоченному органу с согласия гражданина и подлежит удовлетворению в первую очередь (пункты 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57).
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия законно указал на то, что органом, уполномоченным представлять в деле о банкротстве требования к должнику по капитализированным платежам, предназначенным для застрахованных лиц, является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом не представлено.
С учетом изложенного у Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствовали правовые основания для удовлетворения ходатайства Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия о процессуальном правопреемстве.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене определения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Судом первой инстанции полно и всесторонне оценены фактические обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела.
Одновременно Арбитражный суд Республики Мордовия не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены оспариваемого судебного акта.
На основании изложенного апелляционная жалоба ФНС России подлежит отклонению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на определения, связанные с проведением процедуры банкротства, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.11.2009 по делу N А39-3171/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Е.А. Рубис |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 01АП-1425/2009
Истец: УФНС ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ, социального страхования по РМ, Насекина Наталья Васильевна, ГУ Регионального отделения Фонда социально страхования РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Мордовия
Ответчик: Ответчики, ОАО 'Саранский деревообрабатывающий завод', конкурсный управляющий Болзин Сергей Николаевич
Третье лицо: Третьи лица, АУ Болзин С.Н., ФНС России, Болзину С.Н. СПУ "МГС", КП "Дирекция по реализации республиканской целевой программы развития РМ", НП "СРО "МЕРКУРИЙ", Самохвалову С.В., ООО "Стандарт А", Госкомимущество РМ, Ворожейкиной М.Н., УФНС по РМ, НП ""Евросибирская СРО АУ", ООО "Линда Плюс", Насекиной Н.В., ГУ -Региональное отделение ФСС РФ по РМ, ГУ -Региональное отделение ФСС РФ по РМ