г. Владимир |
|
"16" апреля 2010 г. |
Дело N А43-1096/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2010 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2010
по делу N А43-1096/2010, принятое судьей Мустафаевым Г.И.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дорстройснаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Дорстройснаб"- Бабик Ю.В. по доверенности от 08.04.2010;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области- Стенюшкина С.С. по доверенности от 09.04.2010 N04-21/9218, Калинкина Н.М. по доверенности от 09.04.2010 N04-21/9217.
Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дорстройснаб" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своего заявления Инспекция указывает на нарушение обществом пункта 4 статьи 5, части 9 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Общество с заявленным требованием не согласилось, указав на то, что налоговым органом не представлены доказательства использования лотерейных автоматов для осуществления азартных игр.
Решением арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2010 в удовлетворении заявления налоговому органу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение по основанию неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сотрудниками налогового органа на основании решения N 16/821 от 22.12.2009 проведена внеплановая проверка организатора (оператора) лотереи ООО "Дорстройснаб" на предмет соответствия лотереи ее условиям и законодательству Российской Федерации в помещениях, расположенных по адресам: Нижегородская область, г.Дзержинск, пл.Привокзальная, д.2а; г.Дзержинск, ул.Гайдара, д.59в; г.Дзержинск, пр.Ленина, д.34; г.Дзержинск ул.Октябрьская д.7.
В ходе проверки установлено, что под видом стимулирующей лотереи "Поймай удачу" общество фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке вне игорной зоны в нарушение требований пункта 4 статьи 5, части 9 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
По результатам проверки составлены акт проверки от 25.12.2009, протоколы осмотров от 22.12.2009 N 16/1519, от 23.12.2009 N 16/1520, N 16/1521, N 16/1522.
Усмотрев в действиях ООО "Дорстройснаб" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговый орган составил протокол об административном правонарушении от 14.01.2010 N 16/001 и обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Дорстройснаб" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 2 Федерального закона "О лотереях" определено, что лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник) получает право на выигрыш, если будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным, предусмотренным условиями договора, способом. Розыгрыш призового фонда - это процедура, которая проводится с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе случайного определения выигрышей. Под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Евромир" (далее - ООО "Евромир") осуществляет проведение стимулирующей лотереи "Поймай удачу" на всей территории Российской Федерации. Для участия в розыгрыше приза необходимо приобрести продукцию из всего перечня предлагаемого к реализации ООО "Евромир" товара (спички, зажигалки, ручки и так далее), предъявить чек и стать участником лотереи. Каждый покупатель, приобретший товар, получает подарочные баллы, участвующие в розыгрыше на лотерейном оборудовании. Розыгрыш призов осуществляется организатором этой лотереи на лотерейном оборудовании, определяющем методом случайности победителя. Материалами дела подтверждается, что ООО "Евромир" в соответствии с дилерским договором от 28.07.2009 N 112/53/07/09 с целью увеличения объема продаж товара с логотипом "Мир Лотереи" поручило ООО "Дорстройснаб" проводить Всероссийские стимулирующие лотереи и выплачивать по ним выигрыши в соответствии с условиями договора от имени организатора и по его поручению. Для обеспечения розыгрыша лотереи ООО "Дорстройснаб" по договору с обществом с ограниченной ответственностью "АРТ и К" произвело переоборудование игрового оборудования в лотерейное.
Согласно представленным в материалы дела документам (договоры на переоборудование и сертификаты соответствия) эксплуатируемое ООО "Дорстройснаб" оборудование является лотерейным (л.д.31-34; 70-71).
Бесспорных доказательств того, что используемое ООО "Дорстройснаб" оборудование не является лотерейным, в материалы дела Инспекцией не представлено. Соответствующая экспертиза не проводилась.
В свою очередь Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 2 Закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
На основании статьи 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В силу статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 6 Закона N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Таким образом, Законом N 244-ФЗ введены следующие жесткие меры государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр:
- выделение специализированных территорий - игорных зон;
- выдача разрешений на осуществление соответствующей деятельности только юридическим лицам именно в игорных зонах;
- выдача лицензий на осуществление соответствующей деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах.
Со дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с Законом N 244-ФЗ лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В соответствии со статьей 13 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В силу части 4 статьи 16 Закона N 244-ФЗ для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ и действующих на день его вступления в силу, продлевается строго до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Таким образом, с 01.07.2009 осуществление игорной деятельности вне игорной зоны законом запрещено, оно является незаконным.
Нижегородская область не включена в перечень игорных зон, выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Нижегородской области законом не установлена.
Обязанность получения лицензии на деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливалась подпунктами 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые в силу статей 17 и 20 Закона N 244-ФЗ утратили силу с 30.06.2009.
Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиты прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороноспособности страны и безопасности государства.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении законной предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
Налоговый орган считает, что Общество осуществляет деятельность, которая требует специального разрешения. Вместе с тем такая деятельность прямо запрещена Законом N 244-ФЗ, а значит, разрешение на ее осуществление и, более того, на территории, не относящейся к игорной зоне, получено быть не может.
Вышеизложенное исключает возможность констатировать совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а может иметь последствием привлечение к ответственности на основании иного закона. Однако механизм государственного контроля за осуществлением соответствующей деятельности законодательно не установлен и юридическая ответственность в этом отношении не определена.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно отказал Инспекции в привлечении ООО "Дорстройснаб" к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Нижегородской области не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2010 по делу N А43-1096/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1096/2010
Истец: МРИ ФНС России N2 по Нижегородской области, г. Дзержинск
Ответчик: Ответчики, ООО Дорстройснаб г.Дзержинск
Третье лицо: Третьи лица