г. Владимир |
|
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фиджи"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2009
по делу N А43-32572/2009, принятое судьей Ивановым А.В.
по заявлению Управления внутренних дел по Борскому району Нижегородской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фиджи" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия лиц,
и УСТАНОВИЛ:
Управление внутренних дел по Борскому району Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фиджи" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 25.09.2009 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Управления и привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой права.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Как указал заявитель в апелляционной жалобе, в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно свидетельствующие об организации Обществом азартных игр в компьютерном клубе.
По мнению Общества, на дату принятия решения оно не могло быть привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП, поскольку в соответствии с пунктом 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ, предусматривающий лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, признан утратившим силу с 30.06.2009.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 24.08.2009 сотрудниками Управлением проведена проверка соблюдения Обществом лицензионных требований для игорных заведений в помещении принадлежащего ему компьютерного клуба "Инет+", расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Интернациональная, д. 15.
В ходе проверки выявлено, что Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с денежным выигрышем под видом проведения стимулирующей лотереи "Ступенька" с использованием 11 развлекательных автоматов с серийными номерами: XXI-032681, XXI-032682, XXI-032683, XXI-032684, XXI-032685, XXI-032686, XXI-032687, XXI-032688, XXI-032689, XXI-032690, XXI-032691 без специального разрешения.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий или находящихся там вещей и документов от 24.08.2009.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, инспектор ОБППР и ИАЗ Управления 25.08.2009 в отношении Общества при участии директора составил протокол об административном правонарушении 052 АИ N 222033, а 01.09.2009 - обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности на основании данной нормы.
Согласно указанному заявлению лотерейное оборудование, находящееся в зале по проведению стимулирующей лотереи, признано игровыми автоматами. При проведении проверки установлено, что игрок самостоятельно выбирает нажатием кнопок количество игровых линий, устанавливает ставку, которую может уменьшить или увеличить по своему желанию. Игра проходит в режиме реального времени. Игрок по своему усмотрению может увеличить сумму кредита путем внесения желаемой суммы в кассу, а также самостоятельно прекратить игру и забрать сумму, при этом организатор стимулирующей игры и его работники не принимают участие в проведении лотереи.
Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Управления. При этом суд исходил из доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), который устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 2 названного Федерального закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В силу статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 6 Федерального закона N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом N 244-ФЗ введены следующие жесткие меры государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр: выделение специализированных территорий - игорных зон; выдача разрешений на осуществление соответствующей деятельности только юридическим лицам именно в игорных зонах; выдача лицензий на осуществление соответствующей деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах.
Со дня вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с названным Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Статьей 13 Федерального закона N 244-ФЗ предусмотрено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день его вступления в силу, продлевается строго до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Таким образом, с 01.07.2009 осуществление игорной деятельности вне игорной зоны законом запрещено, такая деятельность является незаконной.
Нижегородская область не включена в перечень игорных зон, выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Нижегородской области законом не установлена.
Обязанность получения лицензии на деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливалась подпунктами 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые в силу статей 17 и 20 Федерального закона N 244-ФЗ утратили силу с 30.06.2009.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении законной предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
Управление считает, что Общество осуществляет деятельность, которая требует специального разрешения.
Вместе с тем такая деятельность прямо запрещена Федеральным законом N 244-ФЗ, а значит, разрешение на ее осуществление и, более того, на территории, не относящейся к игорной зоне, получено быть не может. Следовательно, удовлетворение требований Управления противоречит целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, определенным в статьях 1.2 и 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеизложенное исключает возможность констатировать совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, и ставить вопрос о привлечении его к административной ответственности.
Нарушение запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, а может иметь последствием привлечение к ответственности на основании иного закона. Однако механизм государственного контроля за осуществлением соответствующей деятельности законодательно не установлен и юридическая ответственность в этом отношении не определена.
В силу статьи 24.5 КоАП отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права, а требование Управления - отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Поскольку Управлением в ходе проверки спорные развлекательные автоматы не изымались, арбитражным судом санкция в виде их конфискации не применялась, вопрос о возврате данного оборудования судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2009 по делу N А43-32572/2009 отменить.
Отказать Управлению внутренних дел по Борскому району Нижегородской области в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фиджи" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32572/2009
Истец: ООО "Фиджи", УВД по Боскому району г.Бор
Ответчик: Ответчики, ООО Фиджи г.Н.Новгород
Третье лицо: Третьи лица, УВД по Борскому району Нижегородсской области
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5139/2009