г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2010.
В полном объеме постановление изготовлено 18.03.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2009
по делу А43-33416/2009, принятое судьей Назаровой Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рацио"
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода от 03.08.2009 N 582 и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода возвратить налог в сумме 145 976 рублей 71 копейки.
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода - Заева Н.В. по доверенности от 03.03.2010 N 11-08/004311, Уваров И.Л. по доверенности от 23.11.2009 N 11-11/022225.
Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рацио" (далее- общество, ООО "Рацио"), г. Нижний Новгород, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода (далее- инспекция, налоговый орган) от 03.08.2009 N 582 и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода возвратить налог в сумме 145 976 рублей 71 копейка.
Решением суда от 12.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
Частично не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, указав на пропуск обществом трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате 27 302 рублей 71 копейки налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании представители налогового органа, поддержав доводы апелляционной жалобы, указали на правомерность возврата налога на добавленную стоимость в сумме 112 754 рублей. Пояснили, что по итогам налоговых периодов 2006 года переплата налога составила 204 104 рубля, по итогам налоговых периодов 2007, 2008 годов у общества имелась недоимка в сумме 88 499 рублей и 2 851 рубль соответственно. Налоговым органом в спорные периоды принимались решения о зачете налога на добавленную стоимость от 09.10.2008 N 254,255 на 2 922 рубля и 95 234 рубля.
Представив отзыв на апелляционную жалобу инспекции, общество просило оставить ее без удовлетворения, ходатайством от 01.03.2010 просило рассмотреть жалобу налогового органа без участия представителя ООО "Рацио".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителей стороны, изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный установил следующее.
Согласно свидетельству серии 52 N 001618221, выданному 02.03.2004, ООО "Рацио" состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2008 ООО "Рацио" признано несостоятельным (банкротом), в отношении имущества общества открыто конкурсное производство сроком на один год.
Заявлением от 28.07.2009 общество, обратившись в налоговый орган, просило возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 145 976 рублей 71 копейки, излишне уплаченный по платежным поручениям от 21.04.2008 N 545, от 20.12.2007 N 1144.
Решением инспекции от 03.08.2009 N 582 в удовлетворении заявления общества отказано на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в связи с нахождением ООО "Рацио" в стадии банкротства.
Посчитав неправомерным указанное решение, общество обжаловало его в арбитражный суд, просив при этом возвратить из бюджета 145 976 рублей 71 копейку излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции, ссылаясь на подпункт 5 пункта 1 статьи 21, подпункт 7 пункта 1 статьи 32, пункт 6 статьи 78, статью 79 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 126, пункт 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", указав на отсутствие у налогового органа права на распоряжение излишне взысканными и подлежащими возврату налоговыми платежами организации, признанной банкротом, удовлетворил заявленные требования общества.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 78 Кодекса).
Следовательно, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению, которое может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В заявлении о возврате налога на добавленную стоимость общество ссылается на излишнюю уплату налога в сумме 145 976 рублей 71 копейки по платежным поручениям от 21.04.2008 N 545, от 20.12.2007 N 1144.
По указанным платежным документам обществом уплачено соответственно 25 000 рублей с указанием назначения платежа за 1 квартал 2008 года и 300 000 рублей за ноябрь 2007 года (л.д.38-39).
Представленные суду платежные документы сами по себе не свидетельствуют о наличии переплаты - зачислении за счет общества сумм налога в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства.
Декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года и 1 квартал 2008 года свидетельствуют об имеющихся у общества обязательствах по перечислению налога в бюджет в сумме 298 920 рублей и 24 919 рублей.
Следовательно, налог по названным платежным поручениям излишне уплачен в бюджет только в сумме 1 161 рубля.
Вместе с тем заявление общества от 28.07.2009 в налоговый орган, в арбитражный суд содержит указание не только на конкретные платежные поручения, по которым излишне уплачен налог в бюджет, но и на сумму: 145 976 рублей 71 копейка, которая, по мнению ООО "Рацио", переплачена в бюджет в качестве налога на добавленную стоимость.
В связи с чем апелляционный суд с учетом совокупности имеющих значение для дела обстоятельств считает, что 28.07.2009 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате 145 976 рублей 71 копейки излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 по делу N А55-7642/2004-43, излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на возврат из бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
При установлении факта переплаты налога путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с данными об уплате налога, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами судом установлено следующее.
За период с июля 2006 года по июль 2009 года по декларациям начислено к уплате в бюджет 4 538 907 рублей, уплачено 4 751 285 рублей, в связи с чем переплата составила 212 378 рублей.
Представленные суду апелляционной инстанции решения о зачете налога от 09.10.2008 N 254 255 во внимание не могут быть приняты с учетом введения с 02.07.2008 в отношении общества процедуры наблюдения и ограничений, установленных в связи с этим на основании пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве. Решения налогового органа о проведении зачета налога в порядке, установленном налоговым законодательством, в период до 02.07.2008 суду не представлены.
Судом первой инстанции правомерно со ссылкой на пункт 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В связи с чем решение налогового органа от 03.08.2009 N 582 с учетом с учетом указанных в нем оснований отказа в удовлетворении заявления общества правомерно признано недействительным.
На момент принятия судебного акта о возврате 145 976 рублей 71 копейки налога на добавленную стоимость из бюджета указанная сумма переплаты по данным налогового органа (л.д.28, 40) имелась.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Налоговым органом суду не подтверждено, что заявление о возврате налога, в том числе 27 302 рублей 11 копеек переплаты, подано обществом за пределами трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы.
В связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа отсутствуют.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Расходы по рассмотрению дела в апелляционном суде относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2009 по делу N А43-33416/2009 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-33416/2009
Истец: ООО РАЦИО г.Н.Новгород
Ответчик: Ответчики, ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода
Третье лицо: Третьи лица, ООО Рацио
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6635/2009