г. Владимир |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2009
по делу N А43-33923/2009, принятое в судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Берег"
о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в предоставлении в собственность земельного участка,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Берег" - Курицыной Н.Х. по доверенности от 11.03.2010;
от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - не явились (уведомление N 32876),
и УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Берег" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), выраженного в письме от 27.08.2009 N 311/17912-06-14, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка общей площадью 5348 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030416:10, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 3, и об обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи и направить его Обществу.
Решением от 28.12.2009 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, земельное законодательство не предоставляет собственникам объектов, разрушенных в результате физического износа, исключительное право на выкуп земельных участков, занятых такими объектами, поскольку эксплуатация разрушенного объекта невозможна, а системное толкование статей 35 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что собственник здания вправе испрашивать земельный участок с целью эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Общества в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил в ее удовлетворении отказать, а решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.03.2010 объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 12.03.2010.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит двухэтажное отдельно стоящее здание общей площадью 6427,10 кв.м, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2008 серии 52-АВ N 273990).
Распоряжением Министерства от 26.05.2009 N 690 был разделен земельный участок площадью 444 830 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030416:2, местоположением: г. Н. Новгород, Канавинский район, в границах улиц Волжская Набережная, Бетанкура, Карла Маркса, на 11 земельных участков, в том числе земельный участок площадью 5348 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030416:10.
Письмом от 27.08.2009 N 311/17912-06-14 Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности со ссылкой на тот факт, что данный земельный участок находится в границах реализации приоритетного инвестиционного проекта "Стрелка-Сити" на основании решения Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 16.06.2006 N 288-7-110; распоряжением Правительства Нижегородской области от 22.12.2008 N 2432-р утверждена документация по планировке и межеванию территории в границах улиц Бетанкура, Самаркандская, набережных рек Ока, Волга в Канавинском районе г. Н.Новгорода, в соответствии с которой будет реализовываться инвестиционный проект.
Посчитав, что отказ Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 193-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 193-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" Министерство является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
В пункте 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме вместе с заявлением о выкупе земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В рассматриваемом случае Министерство не представило доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность, в частности, в связи с отнесением его к землям, ограниченным в обороте, запретом приватизации земельного участка, либо его резервирования.
В суде первой инстанции Министерство также заявило довод о том, что принадлежащее Обществу здание полуразрушено, им не используется, в связи с чем у заявителя отсутствует право на выкуп земельного участка.
Проанализировав указанный довод, суд первой инстанции указал, что Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не ставят наличие права на выкуп земельного участка при наличии права собственности на находящееся на нем недвижимое имущество в зависимость от степени износа или сохранности этого имущества.
В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", техническое и качественное состояние объектов недвижимости, изменение их характеристик, в том числе в части разрушения объекта, может быть подтверждено исключительно документами, оформленными в результате проведения технической инвентаризации.
Из представленного в дело технического паспорта от 03.08.2007, выданного Канавинским отделением Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", не следует, что здание разрушено или имеет иные изменения характеристик объекта. В данном случае здание имеет физический износ 64 %.
Как пояснил представитель Общества, спорный объект построен в 1917 году, оформленное им в 2007 году право собственности на него было зарегистрировано именно с такими техническими характеристиками, которые указаны в техническом паспорте.
Иными имеющимися в материалах дела документами: актом обследования от 21.08.2009, составленным Министерством, справкой Балахнинского филиала государственного предприятия "НижТехИнвентаризация" от 26.10.2009 N 135 - факт разрушения здания, принадлежащего Обществу, и невозможности его дальнейшего использования также не подтверждается.
При таких обстоятельствах у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Министерства не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому суд первой инстанции правомерно удовлетворил его требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права и не противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2009 по делу N А43-33923/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-33923/2009
Истец: ООО Берег г.Н.Новгород
Ответчик: Ответчики, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г.Н.Новгород
Третье лицо: Третьи лица, Курицына Наталья Христофоровна г.Н.Новгород