г. Владимир |
|
"01" февраля 2010 г. |
Дело А79-8877/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2010.
Полный текст постановления изготовлен 01.02.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гущиной А.М.,
судей Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.10.2009
по делу N А79-8877/2009, принятое судьей Бойко О.И.
по заявлению Федеральной налоговой службы
о взыскании с государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики 3 124 918 руб. 57 коп.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ следующее.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.07.2004 по делу N А79-310/04-СК1-306 в отношении Республиканского государственного унитарного предприятия "Чувашавтотранс" Министерства промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики (в настоящее время - государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики) (далее - Предприятие) введена процедура банкротства - внешнее управление.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2004 в третью очередь реестра требований кредиторов Предприятия включено требование Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике в сумме 32 561 086 руб. 18 коп. В указанную сумму включена задолженность Предприятия по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 14 011 878 руб. 08 коп., из которых 12 698 467 руб. 47 коп. - задолженность по страховым взносам, 1 313 410 руб. 61 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.08.2006 по делу N А79-310/04-СК1-306 утвержден отчет внешнего управляющего и прекращено производство по делу о банкротстве Предприятия в связи с удовлетворением требований кредиторов.
В порядке статьи 95 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на сумму задолженности Предприятия по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период внешнего управления начислены проценты в сумме 3 124 918 руб. 57 коп.
Поскольку указанная сумма процентов не была уплачена Предприятием, Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании процентов, начисленных за период внешнего управления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Канаш и Канашском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Козловском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. НовочебоксарскЕ Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Урмарском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Цивильском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российский Федерации (государственное учреждение) в г. Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской в Ядринском районе Чувашской Республики.
Решением от 22.10.2009 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - Управление), обратилось в арбитражный СУД с апелляционной жалобой, в которой указало, что предъявленный налоговым органом иск о взыскании процентов связан с делом о банкротстве.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что налоговый орган является уполномоченным органом по представлению требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам интересов Российской Федерации, следовательно, неуплата спорных процентов нарушает его права и законные интересы.
Управление считает, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, не наделенные правами уполномоченного органа, не вправе обращаться в суд с иском о взыскании с должника процентов, начисленных на сумму требований уполномоченного органа в порядке статьи 95 Федерального закона "О несостоятельности ( банкротстве)".
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решения суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Федеральная налоговая служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Канаш и Канашском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Козловском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. НовочебоксарскЕ Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Урмарском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Цивильском районе Чувашской Республики-, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской в Ядринском районе Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании 18.01.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 25.01.2010.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в деле о банкротстве уполномоченные органы - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В целях реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" установлено, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение N 506), Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу пункта 5.11 Положения N 506 налоговый орган представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.
Данными полномочиями налоговый орган обладает только в рамках дела о банкротства и процедурах банкротства.
Из материалов дела усматривается, что на основании отчета внешнего управляющего, содержащего информацию об удовлетворении требований кредиторов, судом прекращено производство по делу о банкротстве предприятия, в связи с чем полномочия налогового органа на представление интересов Пенсионного фонда Российской Федерации с 03.08.2006 прекращены.
Судом сделан правомерный вывод о том, что проценты, начисленные в соответствии со статьёй 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не являются обязательными платежами. Данные проценты носят компенсационный характер в целях возмещения потерь лиц, на требования которых распространяется мораторий.
На отношения, связанные с начислением и уплатой спорных процентов, распространяется гражданское законодательство (пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Федеральная налоговая служба уполномочена представлять интересы Пенсионного Фонда Российской Федерации в делах о банкротстве по требованиям об уплате обязательных платежей (взносов, пеней и штрафов).
Начисленные в соответствии со статьёй 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проценты не относятся к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
С учетом требований части 2 статьи 4, части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае правом на обращение в суд в защиту своих прав обладают территориальные управления Пенсионного фонда Российской Федерации тех районов и городов Чувашской Республики, задолженность перед которыми была включена в реестр требований кредиторов Предприятия.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований налогового органа, поскольку иск заявлен тем лицом, чьи права и законные интересы не нарушены.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.10.2009 по делу N А79-8877/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8877/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
Ответчик: Ответчики, ГУП "Чувашавтотранс", республиканское государственное унитарное предприятие "Чувашавтотранс", ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Министерства градостроительстваи развития общественной инфраструктуры ЧР
Третье лицо: Третьи лица, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шумерля и Шумерлинском районе, Управление Пеннсионного фонда РФ в Урмарском районе, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики-Чувашии, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары, УПФ РФ в г.Чебоксары, Управление Пенсионного фонда РФ в Ядринском районе, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, Упрввление Пенсионного фонда РФ в г. Канаш и Канашском районе ЧР, Управление Пенсионного фонда РФ в Козловском районе ЧР, Управление Пенсионного фонда РФ в г.Алатырь и Алатырском районе ЧР, Управление Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ядринском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Цивильском районе Чувашской Республики-Чувашии, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Урмарском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Козловском районе Чувашской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики-Чувашии, Федеральная налоговая служба
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6154/2009