г. Томск |
Дело N 07АП-7893/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: Чухвачев М.Г. по доверенности от 13.05.2010г.
от заинтересованного лица: без участия (ходатайство о рассмотрении отсутствие)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 июля 2010 года
по делу N А27-6159/2010 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛэнд"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
о признании незаконными решения и предписания от 19.03.2010г.
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛэнд" (далее - ООО "ЭкоЛэнд"", заявитель) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решения N 106/А-10-2009 от 19.03.2010г. и предписания N 1 от 19.03.2010г., вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее Кемеровский УФАС, Управление).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.07.2010г. заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением по делу, Кемеровское УФАС обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного ООО "ЭкоЛэнд" требования, мотивируя отсутствием у Комиссии объективно как фактических, так и формальных оснований для прекращения дела, лица, участвующие в деле при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства, вправе представить любые документы, которые по их мнению, подтверждают правомерность занимаемой ими позиции в рассматриваемом деле, однако со стороны ООО "ЭкоЛэнд" документов, свидетельствующих о расторжении договора N 256-09/ЭЛ от 01.06.2009г. не представлено.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кемеровское УФАС надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Кемеровского УФАС.
Законность решения Арбитражного суда Кемеровской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следуя материалам дела, в ходе проведения проверок Кемеровским УФАС России выявлены признаки нарушений подпунктов 1, 10 части 1 статьи 10 "О защите конкуренции" ООО "ЭкоЛэнд", выразившихся в установлении монопольно высокой цены товара (услуги по утилизации твердых бытовых отходов) и в применении тарифов при расчете с потребителями услуг по утилизации ТБО, не утвержденных Новокузнецким городским Советом народных депутатов, в частности, заключения между ООО "Новотехника" и организациями, обслуживающими жилищный фонд г. Новокузнецка договоров на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов с установлением цены на оказываемые услуги: за вывод ТБО в размере 1, 32 руб. (с учетом НДС) за 1 кв.м.; за утилизацию ТБО в размере 2, 72 руб. (с учетом НДС) за 1 кв. м занимаемой площади.
УФАС установлено, тариф на вывоз ТБО для жилищного фонда утвержден приказом генерального директора ООО "Новотехника" N 1 от 01.06.2009 г. в размере 1,32 (с учетом НДС) с 1 кв. м жилищного фонда, что не противоречит Федеральному закону от30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса".
Во исполнение условий заключенных договоров, ООО "Новотехника" заключены договоры на утилизацию отходов с единственным поставщиком услуг по утилизации ТБО на территории города Новокузнецка - ООО "ЭкоЛэнд".
Пунктом 2.1 договоров на оказание услуг по утилизации отходов определена стоимость услуг ООО "ЭкоЛэнд" по утилизации ТБО в размере 2, 72 руб. (с учетом НДС) за 1 кв. м жилой площади, на основании тарифов, утвержденных Новокузнецким городским Советом народных депутатов от 29.10.2008 N 9/105.
Тарифы на утилизацию ТБО ООО "ЭкоЛэнд" утверждены Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.10.2008 г. N 9/105 в размере 247,28 руб. за куб. м. (без НДС).
Вместе с тем, на 2009 г. Новокузнецким городским Советом народных депутатов тариф в размере 2,72 руб. за 1 кв. м общей площади жилищного фонда не устанавливался.
Постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка N 12/119 от 01.12.2009 было принято перейти с 01.01.2010 г. к исчислению стоимости ТБО за тонну и установлен тариф 130, 02 руб. (без НДС).
Таким образом, тарифы ООО "ЭкоЛэнд" на услуги по утилизации ТБО превышали тарифы на сопоставимых рынках.
Вместе с тем, учитывая, что тариф для ООО "ЭкоЛэнд" установлен Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.10.2008г. N 9/114 "Об установлении критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов"; утвержденный уполномоченным органом тариф на услугу, оказываемую хозяйствующим субъектом, не может являться монопольно высокой ценой по смыслу статьи 6 Закона о защите конкуренции; стоимость услуг ООО "ЭкоЛэнд" по утилизации (захоронению) ТБО в размере 247,28 руб. за куб. м на 2009 г., 3130,02 руб. за тонну на 2010 г. не признаны монопольно высокой ценой товара.
Однако, УФАС по Кемеровской области в решении по делу N 106/А -10-2009 от 19.03.2010 пришел к выводу о нарушении ООО "ЭкоЛэнд" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом вынесено предписание N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 19.03.2010 г. в соответствии с которым ООО "ЭкоЛэнд" предписано прекратить нарушения подпункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", а именно: применение при расчетах с потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов тарифа в размере 2,72 руб./кв.м, вместо утвержденного Новокузнецким городским Советом народных депутатов тарифа в размере 247,28 руб./куб. м.
Полагая, принятые УФАС решение и предписание не соответствующими закону, ООО "ЭкоЛэнд" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе. нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО "ЭкоЛэнд" являясь единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по утилизации ТБО в пределах географических границ г. Новокузнецка, применяло не утвержденный тариф на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
Судом установлено, Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.10.2008 N 9/114 "Об установлении критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории города Новокузнецка: для организаций, которые ранее не имели установленных регулируемых тарифов - экономически обоснованные тарифы в размере, соответствующем аудиторскому заключению экспертной организации.
В связи с тем, что ООО "ЭкоЛэнд" являлось новой организацией коммунального комплекса, которая ранее не имела установленных тарифов, аудиторской компанией ООО "Лидер Аудит" была проведена независимая экспертиза размера экономически обоснованных тарифов на услуги по утилизации и захоронению ТБО, оказываемых ООО "ЭкоЛэнд", на основании которого Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов N 9/105 от 29.10.2008 08.08.2008 г. N 409/2, для ООО "ЭкоЛэнд" установлен тариф на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в размере 247,28 за м куб. без учета НДС 18%.
Как установлено антимонопольным органом, на 2009 г. тариф не утверждался.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 г. N 750 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. N520" внесены изменения, согласно которым тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливается из расчета на 1 тонну ТБО, что явилось основанием произведения аудиторской компанией ООО "Лидер Аудит" перерасчета результатов независимой экспертизы (отчет по результатам независимой экспертизы от 18.11.2009 г. N 377).
В соответствии с представленным перерасчетом Новокузнецким городским Советом народных депутатов принято Постановление от 02.12.2009 г. N 12/119 "О внесении изменений в Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.10.2008 г. N 9/105 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО "ЭкоЛэнд" для потребителей" установлен тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО "ЭкоЛэнд" для потребителей в размере 3130, 02 руб. за тонну (без НДС).
Вместе с тем, как обоснованно учтено судом первой инстанции, примененный ООО "ЭкоЛэнд" тариф на оказание ООО "Новотехника" услуг по утилизации и захоронению ТБО по договору N 256-09ЭЛ от 01.06.2009г. на момент рассмотрения дела в УФАС о нарушении антимонопольного законодательства был расторгнут, в связи с чем, последствия нарушения антимонопольного законодательства были устранены в процессе рассмотрения дела и до вынесении оспариваемого решения, по указанным основаниям у Общества не имелось возможности исполнить предписание, поскольку установлены новые тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО "ЭкоЛэнд" для потребителей и тариф в размере 2,72 руб. за кв. м. не подлежал применению.
Иные последствия нарушения антимонопольного законодательства ООО "ЭкоЛэнд", кроме включения в договоры на утилизацию твердых бытовых отходов тарифа, не утвержденного органом местного самоуправления, УФАС по Кемеровской области не установлены.
Суд первой инстанции правомерно со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия, указал на наличие у УФАС полномочий на прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение и обоснованно признал оспариваемые ненормативные акты, устанавливающие факт нарушения ООО "ЭкоЛэнд" требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, не соответствующими требованиям пункта 1 части 1 статьи 48 Закона N 135-ФЗ, и нарушающими права и законные интересы заявителя, добровольно устранившего нарушение антимонопольного законодательства и его последствия, а требования ООО "ЭкоЛэнд", исходя из вышеизложенного, подлежащими удовлетворению.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат оснований применительно к ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта; отсутствие у Комиссии УФАС как фактических, так и формальных оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не мотивировано.
Судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, применен закон, подлежащий применению, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 06 июля 2010 г. по делу N А27-6159/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6159/2010
Истец: ООО "ЭкоЛэнд"
Ответчик: УФАС России по Кемеровской области