г. Томск |
Дело N 07АП-8794/10 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Солодилова
судей: Л.И. Ждановой Т.А. Кулеш
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.А. Кулеш
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Денисов С.Г. служебное удостоверение ТО 178616 от 19.07.2010
от взыскателей:
ЗАО ПК "Промсталь" - Семдянкина М.С. по доверенности от 14.07.2009
ЗАО "Уралэнергопром" - по доверенности от 14.07.2009
от других взыскателей без участия
от третьих лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергомашкорпорация"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.08.2010
по делу N А03-511/2010 (судья Русских Е.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Энергомашкорпорация"
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников - юридических лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Денисову С. Г.
взыскатели по исполнительному производству: Закрытое акционерное общество "Уралэнергопром", г. Барнаул, Закрытое акционерное общество "ПК Промсталь", г. Барнаул, Закрытое акционерное общество "Энергомаш (Белгород)", г. Белгород, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду, г. Белгород, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, г. Барнаул, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула, г. Барнаул, Общество с ограниченной ответственностью "Стик", г. Барнаул, Общество с ограниченной ответственностью "Комплексные системы безопасности", г. Барнаул, Общество с ограниченной ответственностью "Южный инженерный центр энергетики", г. Грозный, Закрытое акционерное общество "ДС Контролз", г. Великий Новгород,
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы", г. Барнаул, Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, г. Барнаул
о признании недействительными постановлений от 27.11.2009,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Энергомашкорпорация" (далее - общество, ОАО "Энергомашкорпорация") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников - юридических лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Денисову С.Г. (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании недействительными постановления от 27.11.2009 N 6728/441/36/2007 о принятии результатов оценки арестованного имущества и установлении цены реализованного имущества и постановления от 27.11.2009 N 6728/441/36/2007 о передаче арестованного имущества на реализацию.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Энергомашкорпорация" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- необоснован вывод суда о том, что нарушения, допущенные при составлении отчета об оценке конструкторской документации от 26.11.2009 N 82-09-11-08, не повлияли на размер рыночной стоимости объекта оценки;
- необоснованна ссылка суда на заключение эксперта ООО "Специализированная фирма "РосЭксперТ" от 16.06.2010. Учитывая, что данное заключение содержит противоречивые сведения и не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд первой инстанции должен был назначить повторную экспертизу;
- конструкторскую документацию необходимо было реализовать с открытых торгов, так как итоговая сумма конкурсной документации с учетом НДС составляет более 500 000 руб., однако сумма НДС необоснованно не включена в состав стоимости.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве заинтересованное лицо возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
ОАО "Энергомашкорпорация", Закрытое акционерное общество "Энергомаш (Белгород)", г. Белгород, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду, г. Белгород, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, г. Барнаул, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула, г. Барнаул, Общество с ограниченной ответственностью "Стик", г. Барнаул, Общество с ограниченной ответственностью "Комплексные системы безопасности", г. Барнаул, Общество с ограниченной ответственностью "Южный инженерный центр энергетики", г. Грозный, Закрытое акционерное общество "ДС Контролз", г. Великий Новгород, Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертизы", г. Барнаул, Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, г. Барнаул, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствии представителей данных лиц.
В судебном заседании представитель ЗАО ПК "Промсталь" и ЗАО "Уралэнергопром" и судебный пристав-исполнитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, на исполнении судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников - юридических лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Денисова С.Г. находится сводное исполнительное производство N 6728/441/36/2007, возбужденное 22.01.2007, в рамках которого с ОАО "Энергомашкорпорация" взыскивается задолженность на общую сумму 296 735 010, 85 руб.
На имущество должника судебным приставом-исполнителем в соответствии с актом от 01.09.2009 наложен арест, в том числе на конструкторскую документацию.
Постановлением от 12.10.2009 для оценки имущества судебным приставом-исполнителем привлечен оценщик - ООО "Региональный центр оценки и экспертизы".
Полагая, что указанные постановления не соответствуют закону, ООО "Энергомашкорпорация" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ненормативные правовые акты судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
Частью 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
Оценочная деятельность осуществляется на территории Российской Федерации на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Кроме того, требования к проведению оценки содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки".
Согласно статье 12 Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Материалами дела подтверждается, что Оценщиком (ООО "Региональный центр оценки и экспертизы") был подготовлен отчет об оценке N 82-09-11-08 от 26.11.2009, результаты которого были приняты судебным приставом-исполнителем.
В апелляционной жалобе общество указывает, что отчет об оценке N 82-09-11-08 от 26.11.2009 не может быть принят при определении рыночной стоимости объекта оценки, так как не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что 15.02.2010 ОАО "Энергомашкорпорация" обратилось в Общероссийскую общественную организацию "Российское общество оценщиков" (РОО) с жалобой на нарушения ООО "Региональный центр оценки и экспертизы" требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки.
Контрольным отделом РОО 26.03.2010 подготовлено заключение N 2-131, в соответствии с которым отчет N 82-09-11-08 "Об оценке рыночной стоимости конструкторской документации, принадлежащей ОАО "Энергомашкорпорация", не соответствует требованиям действующего на момент составления отчета законодательства об оценочной деятельности.
Дисциплинарным РОО на заседании от 15.04.2010 к оценщику Авкопашвили П.Т., проводившему оценку, было применено дисциплинарное взыскание в виде предписания об устранении нарушений требований нормативных актов, выявленных указанным заключением.
В соответствии с данным предписанием ООО "Региональный центр оценки и экспертизы" устранил выявленные нарушения и представил исправленный отчет заказчику - Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
В исправленном отчете определенная оценщиком стоимость осталась не изменой, а, следовательно, несоответствие отчета об оценке действующему законодательству об оценочной деятельности не может являться основанием для признания оспариваемых постановлений не законными.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что вывод о том, что нарушения, допущенные в отчете об оценке, не повлияли на определенную в нем рыночную стоимость, мог быть сделан только в ходе экспертизы уже переделанного отчета.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением, так как основания сомневаться в достоверности сведений, представленных в исправленном отчете, отсутствуют, а заявителем доказательств неправомерного определения рыночной стоимости и нарушении допущенных при составлении исправленного отчета не представлено.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства по ходатайству должника судом первой инстанции была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости конструкторской документации.
По заключению эксперта ООО "Специализированная фирма "РосЭксперТ" от 16.06.2010 рыночная стоимость конструкторской документации составила 420 000 руб., то есть меньше суммы, чем указано в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что данное заключение содержит противоречивые сведения и не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, следовательно, суд первой инстанции должен был назначить повторную экспертизу.
Повторная экспертиза на основании части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта.
Принимая во внимания выводы, содержащиеся в заключение эксперта и пояснения эксперта, данные в судебном заседании от 05.08.2010 (т. 6 л.д. 81-83), у суда первой инстанции правомерно не возникло сомнений в обоснованности заключения эксперта и факта наличия противоречий в выводах эксперта обоснованно не установлено, учитывая, что размеры рыночной стоимости в соответствии с экспертным заключением 16.06.2010 и отчетом об оценке N 82-09-11-08 от 26.11.2009 примерно сопоставимы (420 000 руб. и 469 085, 28 руб. соответственно), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения повторной экспертизы и принятия доводов общества относительно неправомерности ссылки суда на экспертное заключение от 16.06.2010.
В апелляционной жалобе общество указывает, что конструкторскую документацию необходимо реализовать с открытых торгов, так как итоговая сумма конкурсной документации с учетом НДС составляет более 500 000 руб., однако сумма НДС необоснованно не включена в состав стоимости. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением, так как данная позиция не основана на нормах права.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель правомерно при вынесении постановлений от 27.11.2009 N 6728/441/36/2007 о принятии результатов оценки арестованного имущества и установлении цены реализованного имущества и постановления от 27.11.2009 N 6728/441/36/2007 о передаче арестованного имущества на реализацию руководствовался рыночной ценой конкурсной документации определенной в отчете от 26.11.2009 N 82-09-11-08.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что свидетельствует об отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания их недействительными.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными и отмене постановлений от 27.11.2009, является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.08.2010 по делу N А03-511/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Л.И. Ждановой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-511/2010
Истец: ОАО "Энергомашкорпорация"
Ответчик: СПИ МОСП г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников юридических лиц (Денисов С.Г.)
Заинтересованное лицо: ООО "Южный инженерный центр энергетики", ООО "Стик", ООО "Комплексные системы безопасности", МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула, ИФНС России по г. Белгороду, ЗАО ПК "Промсталь", ЗАО "Энергомаш (Белгород)", ЗАО "Уралэнергопром", ЗАО "ДС Контролз"
Третье лицо: ООО "Региональный Центр оценки и экспертизы", Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8794/10