г. Томск |
Дело N 07АП-8645/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Л. И. Ждановой А. В. Солодилова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л. И. Ждановой,
при участии:
от заявителя: Мартюшев А. С. - по доверенности N 06/4 от 17.06.2010 г.,
от заинтересованного лица: Наумов В. А. - по доверенности от 21.09.2010 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 05.08.2010 года
по делу N А27-8969/2010 (судья И. В. Мишина)
по заявлению закрытого акционерного общества "РегионМарт"
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "РегионМарт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 16.04.2010 г. N 29133 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 651 400 рублей.
Решением арбитражного суда от 05.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены частично, решение Инспекции от 16.04.2010 N 29133 признано недействительным в части привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 601 400 рублей.
Не согласившись с данным решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что Общество не представило по требованию в налоговый орган товарные накладные в количестве 16 514 штук; суд необоснованно снизил размер штрафа.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество не согласно с доводами Инспекции, считает решение суда не подлежащим отмене.
В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Решением от 16.04.2010 г. N 29133, принятым Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной ЗАО "РегионМарт" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года (акт проверки от 12.02.2010 г. N 49929), Общество, в том числе, привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 651 400 рублей.
Не согласившись с решением Инспекции от 16.04.2010 г. N 29133 в указанной части, Общество обжаловало его в апелляционном порядке в УФНС России по Кемеровской области.
Решением Управления ФНС России по Кемеровской области от 02.06.2010 г. N 409 решение Инспекции было оставлено без изменения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что решение Инспекции не содержит указания на признаки вменяемого Обществу налогового правонарушения; Общество обоснованно привлечено к ответственности за непредставление счетов-фактур, однако с учетом наличия смягчающих обстоятельств, штраф подлежит уменьшению.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В силу пункта 8 статьи 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, которые в соответствии со статьей 172 НК РФ подтверждают правомерность применения налоговых вычетов.
Указанному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, предусмотренная подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ, в силу которого налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки в соответствии с пунктом 4 статьи 93 НК РФ признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 651 400 рублей послужил факт непредставления Обществом в установленный срок документов, запрошенных у него Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки (требование от 09.11.2009 г. N 16-16-25/074572), а именно - счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическое оприходование товара в подтверждение заявленного налогового вычета в размере 47 215 458 рублей за 1 квартал 2009 года.
Количество несвоевременно представленных Обществом для проверки документов, согласно расчету налогового органа, составляет 33 028 штук. Реквизиты и состав документов определены налоговым органом по книге покупок, представленной Обществом в ходе камеральной налоговой проверки, и отражены в реестре, содержащемся в приложении N 1.
Однако Инспекция, привлекая Общество к налоговой ответственности, указывает на несвоевременное представление счетов-фактур в количестве 16 514 штук. Указание Инспекцией на количество и наименование несвоевременно представленных документов, подтверждающих оприходование Обществом товара, в оспариваемом решении отсутствует.
Кроме того, в апелляционной жалобе Инспекция указывает, что вывод о количестве несвоевременно представленных Обществом товарных накладных в количестве 16 514 штук сделан, исходя из количества счетов-фактур. По мнению налогового органа, количество счетов-фактур и товарных накладных должно быть идентичными.
Однако такие выводы Инспекции основаны на предположениях.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что фактическое количество документов, подтверждающих оприходование товара в подтверждение заявленного налогового вычета в размере 47 215 458 рублей за 1 квартал 2009 года, составляет 14 121 документ, и именно данное количество товарных накладных следовало представить Обществу в налоговый орган.
Такое количество товарных накладных было представлено Обществом после составления Инспекцией акта проверки, что не оспаривается Инспекцией.
Вместе с тем, инспекцией не перечислены товарные накладные, за несвоевременное представление которых Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 825 700 рублей.
Поскольку налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число несвоевременно представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом, а установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Инспекции от 16.04.2010 г. N 29133 в части привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление документов, подтверждающих фактическое оприходование товара, в виде штрафа в размере 825 700 рублей.
Статьей 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения налоговых санкций (штрафов) не меньше, чем в два раза, по сравнению с размером, установленным статьями главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в статье 112 НК РФ.
К ним согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ относятся и иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что непредставление Обществом в установленный срок в полном объеме истребованных в подтверждение правомерности предъявления к вычету НДС за 1 квартал 2009 года счетов-фактур не повлекло причинение ущерба бюджету; факт представления Обществом в Инспекцию непосредственно после получения акта проверки истребуемых документов; отсутствие у Общества нарушений в исчислении и уплате налогов; добросовестность Общества как налогоплательщика; отсутствие у Общества умысла на уклонение от представления затребованных документов; а также значительный объем истребованных документов (более 30 000 копий документов), совершение налогового правонарушения впервые, обоснованно посчитал возможным снизить размер подлежащего взысканию с ЗАО "РегионМарт" штрафа за непредставление в установленный срок названных документов до 50 000 рублей.
При этом довод апеллянта о неопределенности судом первой инстанции размера штрафа подлежит отклонению.
Так, мотивировочная и резолютивная части решения суда первой инстанции содержат указание на то, что с Общества подлежит взысканию штраф в размере 50 000 рублей.
При этом допущенное в мотивировочной части решения суда первой инстанции ошибочное указание на снижение размера штрафа в десять раз не повлияло на вынесенное решение, поскольку резолютивная часть решения соответствует мотивировочной, согласно которой решение Инспекции признано недействительным в части привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 601 400 рублей.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 05.08.2010 года по делу N А27-8969/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.А. Кулеш |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8969/2010
Истец: ЗАО "РегионМарт"
Ответчик: ИФНС России по г. Кемерово