г. Томск |
Дело N 07АП-8533/10 (А03-2074/2010) |
"03" ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2010.
Полный текст постановления изготовлен 03.11.2010.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И.И.,
судей: Кудряшевой Е.В., Кресса В.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кудряшевой Е.В.,
при участии:
от истца: Медведева А.В. по дов. N 6023-01 от 02.12.2009,
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.07.2010
по делу N А03-2074/2010 (судья Кириллова Т.Г.)
по иску муниципального учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска"
к ОАО "Машиностроительное объединение "Восток" о взыскании 704 834,83 руб.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" (далее - МУ "Управление имуществом") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д.73-75, т.1), к ОАО "Машиностроительное объединение "Восток" (далее - ОАО "МО "Восток") о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка в сумме 590 887,86 руб. за период с 07.11.2006 по 31.05.2010 и пени в сумме 113 946,97 руб. за период 11.06.2007 по 10.06.2010.
Решением суда от 27.07.2010 (резолютивная часть объявлена 20.07.2010) исковые требования удовлетворены частично: основная задолженность взыскана в размере 463 581,06 руб., пени в сумме 49 312,02 руб.
Не согласившись с решением суда, МУ "Управление имуществом" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что:
- представленная ответчиком форма N 3 не соответствует Положению о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, устанавливающему порядок оформления документов необходимых для предоставления организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы) и выполняющих работы по мобилизационной подготовке, льгот по налогу на имущество и земельному налогу;
- судом признаны надлежащими доказательствами документы, представленные ответчиком, которые имеют противоречия в адресах, площадях и названиях объектов; представленная ответчиком форма N 3 Положения никак не связана с земельным участком по адресу: г.Бийск ул. Мерлина, 50 (кадастровый номер 22:65:016302:0027, общей площадью 11 583,35 кв.м), переданным в аренду; таким образом, у суда отсутствовали основания полагать, что на арендуемом земельном участке расположены объекты мобилизационного назначения (площадью, указанной в форме N 3), а представленная ОАО "МО "Восток" форма N 3 является допустимым доказательством того, что арендуемый ОАО "МО "Восток" земельный участок, площадью 11583,35 кв.м, расположенный по адресу: г.Бийск, ул. Мерлина, 50 занят объектами мобилизационного назначения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
ОАО "МО "Восток" отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке ст.156 АПК РФ без участия представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 27.07.2010, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления администрации г. Бийска N 2727 от 26.12.2006 (л.д.12, т.1), между МУ "Управление имуществом" (Арендодатель) и ОАО "МО "Восток" и ООО "Вест-Снаб" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N320 от 23.05.2007 согласно которому, арендатор передал в аренду земельный участок площадью 11 583,35 кв.м., кадастровый номер 22:65:016302:0027, расположенный по адресу: г. Бийск, ул. Мерлина,50, для эксплуатации нежилых зданий (земли под промышленными объектами), сроком на пять лет (л.д.7-9, т.1).
По условиям названного договора:
- арендные платежи по договору исчисляются с 07.11.2006. Общая сумма арендной платы за 2006 г. составляет 145 718,54 руб. в месяц - 12 143,21 руб. (п.2.1);
- расчет арендной платы производится арендодателем с учетом процентов, коэффициентов и условий их применения, принятых уполномоченными на это органами государственной власти РФ, субъекта РФ и органами местного самоуправления. В случае изменения ставок арендной платы за земельный участок уполномоченными органами, изменение размера арендной платы происходит без внесения соответствующих изменений или дополнений в настоящий договор (п.2.3);
- расчет арендной платы производится по формулам, величины ставки арендной платы могут изменяться арендодателем в одностороннем порядке на основании решений органов государственной власти, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и доводиться до сведения арендаторов путём опубликования в средствах массовой информации (л. 2.4);
- арендатор обязан производить оплату арендных платежей ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.6);
- в случае неуплаты платежей в установленный срок Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности на дату следующего дня за установленным сроком оплаты (п.2.7).
Государственная регистрация договора аренды N 320 от 23.05.2007 в установленном законом порядке произведена 06.04.2009, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 02/002/2010-956 от 09.02.2010 (л.д.10, т.1).
В претензии от 08.02.2010, направленной в адрес ОАО "МО "Восток", МУ "Управление имуществом" предложило в течение 15 дней со дня направления данной претензии, уплатить имеющуюся на 08.02.2010 задолженность по арендным платежам и начисленной пени в общей сумме 595 278,58 руб. (л.д. 13-14, т.1).
Ненадлежащее исполнение ОАО "МО "Восток" обязанности по внесению арендной платы явилось основанием для обращения МУ "Управление имуществом" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы за 2009 год с учетом коэффициента 0,01 составляет 32 938,32 руб., истцом же начислено 160 245,12 руб., пеня подлежит начислению только с момента государственной регистрации договора.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии со ст.ст. 606, 607 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п.1 ст.614 ГК РФ ).
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы определяется договором аренды (ст.22 Земельного кодекса РФ).
В силу ст.ст.309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Решением Думы города Бийска N 19 от 30.05.2008 "Об арендной плате за земельные участки", утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Бийск, а также утверждены коэффициенты, в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы, устанавливаемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.17-25, т.1).
Как видно из искового заявления и представленного в материалы дела расчета, произведенного в соответствии с разделом 2 договора и решениями Думы города БийскаN 19 от 30.05.2008 МУ "Управление имуществом", сумма арендной платы за период с 07.11.2006 по 31.05.2010 составила 590 887,86 руб. (л.д.76, т.1).
Между тем, решением Думы г. Бийска N 217 от 17.12.2009 "О внесении изменений и дополнений в решение Думы г. Бийска N 19 от 30.05.2008 "Об арендной плате за земельные участки" установлен коэффициент 0,01 при расчете арендной платы за земельные участки, непосредственно занятые законсервированными и (или) не используемыми в текущем производстве объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями.
На основании указанного выше решения Думы г. Бийска ОАО "МО "Восток" считая, что на земельном участке площадью 9 295,35 кв.м. из общего участка предоставленного в аренду, располагаются законсервированные объекты мобилизационного назначения, обратилось к председателю МУ "Управление имуществом" с просьбой о применении коэффициента 0,01 к ставке годовой арендной платы.
МУ "Управление имуществом" в применении коэффициента 0,01 отказало и произвело расчет с учетом коэффициента равного единице.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно установил, что в 2009 году ответчик из 11 583, 35 кв. м арендуемого земельного участка 9 295, 35 кв.м использовал для размещения законсервированных и не используемых в текущем производстве объектов мобилизационного назначения и имел право на применение коэффициента 0,01 при расчете арендной платы за использование земельного участка в размере 9 295, 35 кв.м.
Применение коэффициента 0,01, как установлено решением Думы г. Бийска N 217 от 17.12.2009 производится на основании документов, предусмотренных Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики N ГГ-181 от 02.12.2002 (далее - Положение).
Согласно п.3.2 Положения таким документом является перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).
Перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (ресурсов) ОАО "МО "Восток" (далее Перечень), утвержден 18.11.2008 заместителем генерального директора государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (л.д.48-49, т.1), в данном перечне указаны, в том, числе: транспортный цех N 8 (площадка N 2) 5 220 кв.м.; открытая площадка складирование готовой продукции (площадка N 2) 2 750 кв.м.
Помимо перечня, в качестве доказательств размещения законсервированных и не используемых в текущем производстве объектов мобилизационного назначения на арендованном земельном участке, ответчиком также были представлены: генеральный план ОАО "МО "Восток" подъездных путей и пожарных разрывов, общей площадью 1 328,35 кв.м. (л.д.50, т.1); мобилизационный план применительно к условиям 2000 года, согласованным 20.07.2003 заместителем главы администрации Алтайского края РФ и утвержденным 15.08.2003 заместителем министра РФ по атомной энергии, главой города 13.07.2003 (л.д.97-101, т.1);
Кроме того, 19 военное представительство Министерства обороны РФ в письме N 407 (исх.) от 21.06.2010 (л.д.108, т.1), сообщила, что площадка N 2 указанная в перечне земельных участков, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве и склады хранения всех видов мобилизационных запасов (ресурсов) расположена по адресу: г. Бийск, ул. Мерлина,50.
Письмом (вх. N 8525-01 от 16.10.2009) (л.д.122, т.1) ОАО "МО "Восток" с целью применения коэффициента 0,01 к ставке годовой арендной платы, направило в МУ "Управление имуществом" указанный перечень, кроме того, с письмами N 104452-01 (вх.) от 10.12.2009, N 11070-01 (вх.) от29.12.2009, N 918-01 (вх.) от 10.02.2010 (л.д.123, 125-126, т.1), также были предоставлены и иные документы в подтверждении наличия объектов мобилизационных мощностей.
В акте N 820,02 от 24.12.2009 (л.д.51, т.1) МУ "Управление имуществом" указало на то, что на территории земельного участка располагаются: нежилые здания (литер А, В, Е, И), склад ОМТС которые не эксплуатируются, данные объекты и площадка открытого складирования общей площадью 3 365 кв.м., составляют общую площадь мобилизационного назначения - 5 220 кв.м. Площадка открытого складирования готовой продукции общая площадь - 2 750 кв.м. Общая площадь под объектами транспортного цеха и открытой площадки мобилизационного назначения составляет - 7 970 кв.м., под подъездными путями и пожарными разрывами мобилизационного назначения общая площадь составляет - 1 328,35 кв.м.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо участвующие в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
При наличии указанных документов, в опровержение истцом не было представлено надлежащих доказательств отсутствия на арендованном участке объектов мобилизационного назначения, законсервированных и неиспользуемых в текущем производстве.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии Перечня ответчика Положению о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, а также наличия в данном Перечне некоторых неточностей и несоответствий, апелляционным судом подлежит отклонению, поскольку представленными доказательствами подтверждено наличие у ответчика объектов мобилизационного назначения, а также документов, подтверждающих указанное обстоятельство и дающих ему право на применение коэффициента 0,01 при расчете арендной платы за использование земельного участка.
Согласно ст.1 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" N 31-ФЗ от 26.02.1997 под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований_, под мобилизацией - комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.
Подпунктом 5 п.1 ст.9 Закона предусмотрена обязанность организаций выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
Судом установлено, что в спорный период действовал государственный контракт на выполнение мобилизационных заданий (заказов) от 26.08.2003 (л.д.117-120,.т.1), заключенный уполномоченным органом с ОАО "МО "Восток", что также подтверждает наличие у ответчика объектов мобилизационного назначения.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная жалоба по указанным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.07.2010 по делу N А03-2074/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.В. Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2074/2010
Истец: Муниципальное учреждение "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска"
Ответчик: ОАО "Машиностроительное объединение "Восток"