г. Владимир |
|
20 января 2010 г. |
Дело N А43-10940/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.01.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полховской Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
заявление общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж"
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода от 01.04.2009 N 1575 и об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж" по заявлению от 25.03.2009; о признании недействительной записи о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж" при создании, внесенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода в Единый государственный реестр юридических лиц 22.04.2009,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж" - Кадулиной С.А. по доверенности от 01.05.2009; Юхтарова А.А. по доверенности от 06.05.2009;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода - Соколова Д.В. по доверенности от 11.01.2010 N 12-18/000159;
от Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области - Куклевой Ю.Е. по доверенности от 16.10.2009 N 08-01/22544;
от общества с ограниченной ответственностью "ГОРАЛСтройКонсалтинг" - Кадулиной С.А. по доверенности 05.10.2008; Юхтарова А.А. по доверенности от 25.11.2008,
и УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж" (далее - ООО "ГоралСтройМонтаж", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция) от 01.04.2009 N 1575 и об обязании Инспекции зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы Общества по заявлению от 25.03.2009; о признании недействительной записи о признании недействительной государственной регистрации Общества при его создании, внесенной Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц 22.04.2009.
Решением от 23.06.2009 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования ООО "ГоралСтройМонтаж", указав, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании; на Инспекцию не возложена обязанность осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов; Федеральным законом от 08.08.2001 N 229-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено такого основания для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как признание государственной регистрации недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа.
Инспекция не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве довода Инспекция указала на то, что к участию в деле не было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции установил, что одним из требований Общества является признание недействительной записи о признании недействительной государственной регистрации ООО "ГоралСтройМонтаж" при его создании N 2095260083752, внесенной Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц 22.04.2009. При этом оспариваемая запись внесена Инспекцией на основании решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 15.04.2009 N 08-05/07840.
Поскольку суд первой инстанции признал недействительной оспариваемую запись Инспекции, суд апелляционной инстанции усмотрел, что в данном случае затронуты права Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, которое не было привлечено к участию в деле.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
При этих условиях Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, определением от 11.09.2009 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление) и общество с ограниченной ответственностью "ГОРАЛСтройКонсалтинг" (далее - ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг").
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования, указав, что у Инспекции не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы Общества относительно адреса его местонахождения, поскольку Обществом были представлены в налоговый орган все документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Прекращение деятельности ООО "ГоралСтройМонтаж" и восстановление правоспособности ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг", по мнению представителей Общества, также являются незаконными.
Представители Инспекции и Управления в судебном заседании отклонили доводы Общества по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.
Представители налоговых органов указали, что дело подлежит прекращению, поскольку у ООО "ГоралСтройМонтаж" отсутствует правоспособность юридического лица, а, следовательно, и право на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением. В доказательство Инспекцией представлены выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" и ООО "ГоралСтройМонтаж" по состоянию на 17.11.2009.
Вместе с тем из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "ГоралСтройМонтаж" не следует, что указанное юридическое лицо исключено из реестра, потому основания считать прекращенной его правоспособность и, соответственно, для прекращения производства по настоящему делу у суда отсутствуют.
Рассмотрев по правилам первой инстанции заявление ООО "ГоралСтройМонтаж", выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании решения от 08.12.2008 N 6924 Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" в связи с реорганизацией юридического лица путем разделения.
В результате реорганизации ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" было создано два юридических лица: ООО "ГоралСтройМаркетинг" и ООО "ГоралСтройМонтаж". Сведения о создании указанных лиц путем реорганизации Инспекцией 08.12.2008 внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
25.03.2009 ООО "ГоралСтройМонтаж" обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в связи со сменой юридического адреса.
Решением от 01.04.2009 N 1575 Инспекция со ссылкой на пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказала Обществу в государственной регистрации изменений ввиду непредставления документов, необходимых для государственной регистрации (оформления ненадлежащим образом), и незаконного использования адреса.
22.04.2009 на основании решения Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 15.04.2009 N 08-05/07840 Инспекция внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись N 2095260083752 о признании недействительной государственной регистрации Общества при его создании.
Посчитав незаконными прекращение деятельности ООО "ГоралСтройМонтаж", восстановление правоспособности ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг", отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органов юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктом 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Статьей 14 Федерального закона N 129-ФЗ также предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, к которому прикладывается в том числе передаточный акт или разделительный баланс.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов влечет отказ в государственной регистрации.
Таким образом, законодательство предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае, если в регистрирующий орган не представлен необходимый и достаточный комплект документов, в число которых входит передаточный акт или разделительный баланс.
При этом нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, следовательно, в этом случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
Судом апелляционной инстанции установлено, что с заявлением на государственную регистрацию Общество представило разделительный баланс по состоянию на 30.09.2008 (л.д. 41 том 2), из содержания которого следует, что согласно приложению N 1, каковым является бухгалтерский баланс на 30.09.2008, ООО "ГоралСтройМонтаж" передаются активы в сумме 12 657 тыс. руб. и пассивы в сумме 12 657 тыс. руб., в том числе кредиторская задолженность в сумме 4 643 тыс. руб.; ООО "ГоралСтройМаркетинг" передаются активы в сумме 415 060 тыс. руб., пассивы в сумме 415 060 тыс. руб., в том числе кредиторская задолженность в сумме 415 006 тыс. руб.
Вместе с тем бухгалтерский баланс на 30.09.2008 (л.д. 42 том 2) содержит иные сведения: у ООО "ГоралСтройМонтаж" активы составляют 415 060 тыс. руб., пассивы - 415 060 тыс. руб., в том числе кредиторская задолженность в сумме 415 006 тыс. руб., а у ООО "ГоралСтройМаркетинг" активы составляют 12 657 тыс. руб., пассивы - 12 657 тыс. руб., в том числе кредиторская задолженность в сумме 4 643 тыс. руб.
Таким образом, разделительный баланс и бухгалтерский баланс имеют противоречивые сведения в отношении прав и обязанностей правопреемников ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг".
Указанное обстоятельство не оспаривается представителями ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" и ООО "ГоралСтройМонтаж" и подтверждается материалами дела, в частности, письмом ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" от 06.02.2009, адресованного в Инспекцию (л.д. 39 том 1).
При этих условиях представление ненадлежащего разделительного баланса является основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Между тем Инспекция 08.12.2008 зарегистрировала прекращение деятельности ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" в связи с реорганизацией юридического лица путем разделения, а также внесла сведения о вновь созданных юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц.
Изучив после произведенной Инспекцией регистрации представленные Обществом на государственную регистрацию документы и установив несоответствие разделительного баланса от 30.09.2008 требованиям статей 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, Управление как вышестоящий орган 15.04.2009 отменило решение Инспекции от 08.12.2008 и признало внесенные в связи с этим записи в Единый государственный реестр юридических лиц недействительными.
На этом основании Инспекция 22.04.2009 внесла изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении записей о прекращении деятельности ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" и создании новых юридических лиц, восстановив тем самым правоспособность ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг".
Рассмотрев довод заявителя об отсутствии у Управления полномочий для отмены решения Инспекции от 08.12.2008, суд апелляционной инстанции признает его несостоятельным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Исходя из положений указанных норм вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Суд апелляционной инстанции считает, что действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими налоговыми органами положений статьи 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации.
Таким образом, отменяя решение Инспекции от 08.12.2008 ввиду установления обстоятельств относительно представления Обществом ненадлежащего разделительного баланса, Управление действовало в пределах своих полномочий.
В свою очередь, внесение на основании решения Управления от 15.04.2009 изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в том числе записи за государственным регистрационным номером 2095260083752 о признании недействительной государственной регистрации ООО "ГоралСтройМонтаж", Инспекцией осуществлено правомерно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить следующие обстоятельства.
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела в производстве Арбитражного суда Нижегородской области находится дело N А43-3768/2008, в котором оспаривается законность решения Инспекции от 18.12.2007 N 6 о начислении недоимки по налогам в сумме 12 578 652 руб., штрафных санкций в сумме 2 586 932 руб. и пени в сумме 3 137 663 руб. 81 коп.
Заявителями по данному спору с учетом проведения процессуального правопреемства являются ООО "ГоралСтройМонтаж" и ООО "ГоралСтройМаркетинг".
Управление в судебном заседании указало, что в результате реорганизации ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" по сути не разрешен вопрос о передаче активов и пассивов, в том числе кредиторской задолженности, к вновь образованным юридическим лицам. В частности, по разделительному балансу задолженность по налогам в доминирующем положении перешла к ООО "ГоралСтройМонтаж", а согласно приложению N 1 (бухгалтерскому балансу) - к ООО "ГоралСтройМаркетинг".
В силу статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него этой статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Учитывая положения указанной нормы, переданная задолженность перед бюджетом подлежит распределению между возникшими юридическими лицами в той же пропорции, что и в разделительном балансе.
Следовательно, при признании судом обоснованной соответствующей задолженности ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" (правопредшественника) по обязательным платежам в бюджет и при наличии ненадлежащего разделительного баланса суд апелляционной инстанции полагает, что затруднительным будет решение вопроса о возмещении в бюджет доначисленных сумм обязательных платежей правопреемниками реорганизованного юридического лица, что свидетельствует о возможной угрозе нарушения баланса частных и публичных интересов в сфере экономической деятельности.
Более того, до рассмотрения дела N А43-3768/2008 об оспаривании решения Инспекции от 18.12.2007 N 6 Арбитражным судом Нижегородской области приостановлено производство по делу N А43-9706/2008, возбужденное по заявлению Инспекции о признании ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" несостоятельным (банкротом).
В ходе рассмотрения настоящего заявления, налоговым органом в материалы дела также представлены доказательства, подтверждающие ведение хозяйственной и иной деятельности ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг" (копии платежных документов из материалов судебного дела Нижегородского районного суда) уже после произведенной реорганизации путем разделения (08.12.2008) и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Данный факт представителями "ГОРАЛСтройКонсалтинг" не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд призван оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что требования Общества о признании недействительной записи за государственным регистрационным номером 2095260083752, внесенной Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц 22.04.2009, о признании недействительной государственной регистрации ООО "ГоралСтройМонтаж" при создании удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного не может быть удовлетворено и требование Общества о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция) от 01.04.2009 N 1575 и об обязании Инспекции зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы Общества по заявлению от 25.03.2009, относительно местонахождения заявителя.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что с заявлением о внесении изменений относительно смены адреса ООО "ГоралСтройМонтаж" обратилось в Инспекцию 25.03.2009.
Согласно протоколу осмотра (обследования) от 27.03.2009 (л.д. 98-99 том 2) при проведении Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода осмотра нового местонахождения Общества - г. Н. Новгород, ул. Ижорская, 11 - установлено, что юридическое лицо по данному адресу отсутствует.
Следовательно, решение Инспекции об отказе в государственной регистрации от 01.04.2009 N 1575 ввиду непредставления Обществом документов, необходимых для государственной регистрации, к чему приравнивается ненадлежащее их оформление (в данном случае указание в заявлении недостоверных сведений об адресе), не противоречит положениям пункта 1 статьи 17 и подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что права и законные интересы ООО "ГоралСтройМонтаж" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями Инспекции не нарушены.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства, оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что заявленные требования Общества подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 268, 269, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2009 по делу N А43-10940/2009 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж" в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода от 01.04.2009 N 1575 и об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж" по заявлению от 25.03.2009; о признании недействительной записи о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМонтаж" при создании, внесенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода в Единый государственный реестр юридических лиц 22.04.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10940/2009
Истец: ООО ГоралСтройМонтаж г. Н. Новгород
Ответчик: Ответчики, ИФНС России по Нижегородскому району г. Н.Новгорода
Третье лицо: Третьи лица, Нижегородский районный суд, Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода