г. Хабаровск |
|
11 мая 2010 г. |
N 06АП-1683/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович: не явился;
от администрации города Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Благовещенска
на решение от 05 марта 2010 года
по делу N А04-171/2010 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича
о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска, выраженного в письме от 11.01.2010 N 01/19, в выборе земельного участка по заявлению от 10.04.2009 N 2672з, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - индивидуальный предприниматель Архипов Э.А., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска, выраженного в письме от 11.01.2010 N 01/19, в выборе земельного участка по заявлению от 10.04.2009 N 2672з, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации.
Решением суда от 05.03.2010 требования предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация города Благовещенска обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, поскольку, по его мнению, судом неверно применены нормы материального права, а также не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела.
Администрация города Благовещенска, предприниматель Архипов Э.А., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Предприниматель Архипов Э.А. в представленном отзыве просит в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. 10.04.2009 обратился с заявлением вх. N 2672з в Министерство имущественных отношений Амурской области о выборе земельного участка, расположенного в г. Благовещенске в районе ул. Горького, 116, размером 126х15 для строительства гаражей боксового типа согласно прилагаемой схеме расположения земельных участков.
Администрация города Благовещенска письмом от 05.06.2009 N 01-19/2872 сообщила о невозможности выбора земельного участка.
Не согласившись с отказом государственного органа, предприниматель обратился в суд.
Решением суда от 16.09.2009 по делу N А04-4853/2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2009 N 06АП-4931/2009, требования предпринимателя удовлетворены. Признаны недействительными отказы государственных органов в выборе земельного участка для строительства гаражей боксового типа, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. Администрация города Благовещенска обязана повторно рассмотреть заявление Архипова Э.А., поступившее в Министерство имущественных отношений Амурской области 10.04.2009 и зарегистрированное за номером 2672з в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение решения суда, администрация города Благовещенска, повторно рассмотрев заявление предпринимателя Архипова Э.А., письмом от 11.01.2010 N 01/19 отказала в выборе земельного участка, поскольку в нарушение требований технического регламента по пожарной безопасности не соблюдено противопожарное расстояние до границ земельного участка детского дошкольного учреждения.
Не согласившись отказом, предприниматель обратился в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу о незаконности отказа в выборе земельного участка, в связи с нарушением администрацией города Благовещенска требований Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления мэра г. Благовещенска от 16.03.2009 N 422 к процедуре выбора земельного участка.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Частью 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ), копия которого с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю (часть 7 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (частью 8 статьи 31 ЗК РФ).
Из анализа указанных норм следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающем этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Однако администрация города Благовещенска указанные работы не проводила, акт выбора земельного участка, испрашиваемого предпринимателем Архиповым Э.А., не оформляла.
При этом в составе администрации создана комиссия по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска, постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 утвержден ее Регламент, согласно пункту 1.2 которого процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок.
Регламентом предусмотрены такие действия при подготовке материалов для рассмотрения комиссии, как выезд специалиста на запрашиваемый земельный участок, подготовка схемы его расположения на топооснове, оформление акта выбора.
Согласно пункту 2.5 Регламента при выявлении в ходе согласования акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка, которая подлежит повторному согласованию всеми членами Комиссии.
Таким образом, следует признать, что администрацией города Благовещенска не соблюдена процедура выбора земельного участка при
принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.
В связи с этим указанный отказ не может быть признан законным, поскольку администрацией города Благовещенска не были определены варианты расположения участка на местности, возможность корректировки такого расположения, в том числе путем изменения его площади, что входит в ее обязанности.
Следовательно, вывод администрации города Благовещенска о невозможности предоставления индивидуальному предпринимателю Архипову Э.А. земельного участка по заявлению от 10.04.2009 вх. N 2672з, изложенный в письме от 11.01.2010 01/19, правомерно признан судом недействительным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Так, не могут быть приняты судом доводы администрации города Благовещенска о том, что земельный участок не может быть предоставлен предпринимателю по причине того, что в нарушение СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" от границ гаражей не выполняется противопожарное расстояние до границ земельного участка детского дошкольного учреждения, поскольку данные обстоятельства в ходе проведения процедуры предоставления участка на месте не устанавливались и никаким документом не фиксировались.
Доводы администрации города Благовещенска о том, что, судом первой инстанции не дано должной оценки доводам в части того, что при вынесении оспариваемого решения администрации от 29.06.2009 N 01-19/3480 действовало постановление мэра г. Благовещенска от 09.06.2009 N 941 "Об утверждении порядка выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска и состава Комиссии по выбору земельных участков для строительства" суд находит несостоятельными, поскольку на момент обращения Архипова Э.А. с заявлением о выборе земельного участка (на момент возникновения правоотношений) действовало постановление мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 442, которое и должно применяться к данным правоотношениям.
Постановление мэра города Благовещенска от 09.06.2009 N 941 обратной силы не имеет. Пунктом 6 указанного постановления установлено, что оно вступает в законную силу со дня опубликования в газете "Благовещенск" (дата публикации 11.06.2009).
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба администрации города Благовещенская подлежит отклонению, а решение арбитражного суда Амурской области оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 05 марта 2010 года по делу N А04-171/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-171/2010
Истец: Архипов Эдуард Александрович
Ответчик: Ответчики, Администрация г. Благовещенска
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1683/2010