г. Хабаровск |
|
10 февраля 2010 г. |
N 06АП-5577/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская сельскохозяйственная компания": представитель не явился;
от Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области: представитель Величко Т.С. по дов. от 29.01.2010 N 363-04, представитель Якименко Т.Н. по дов. от 29.01.2010 N 364-04;
от Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Амурской области: представитель не явился;
от Министерства сельского хозяйства Амурской области: представитель не явился;
от Управления занятости населения Амурской области: начальник управления Дуленова Е.А., распоряжение от 28.11.2008 N 419-к
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская сельскохозяйственная компания"
на решение от 25 сентября 2009 года
по делу N А04-5457/2009 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская сельскохозяйственная компания"
о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Амурской области от 06 июля 2009 года и обязании принять новое решение
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство сельского хозяйства Амурской области, Управление занятости населения Амурской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурская сельскохозяйственная компания" (далее - ООО "АСК", общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Амурской области от 06 июля 2009 года и обязании принять новое решение, где будет указано о согласовании объемов привлечения иностранных работников, предусматриваемых обществом на 2010 год в количестве 84 человек, согласно поданной заявки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Амурской области, Управление занятости населения Амурской области.
Решением от 25.09.2009 суд в удовлетворении заявленных обществом требований отказал.
Не согласившись с судебным актом, ООО "АСК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению общества, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
ООО "АСК", Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Амурской области, Министерство сельского хозяйства Амурской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Представители Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области и управления занятости населения Амурской области в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Министерство сельского хозяйства Амурской области в представленном отзыве просило в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Ходатайствовало о рассмотрении в его отсутствие.
Заслушав представителей Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, Управления занятости населения Амурской области, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "АСК" 21.04.2009 обратилась в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2010 год, согласно которой дополнительная потребность в иностранных работниках составляет 84 человека, в том числе по специальностям: овощевод - 75 человек, технолог - 4 человека, переводчик - 5 человек. В качестве причины привлечения иностранной рабочей силы указано развитие новых технологий.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Амурской области заявка ООО "АСК", согласно протоколу от 06.07.2009 N 41, полностью отклонена.
Письмом от 14.07.2009 N 2799-03 Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области сообщило обществу о результатах рассмотрения заявки.
Не согласившись решением комиссии, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности и обоснованности оспариваемого акта, отсутствии необходимости в привлечении иностранной рабочей силы.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Закона).
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 указанного Закона установлено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила).
Согласно пункту 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Амурской области возложены на Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 20.12.2008 N 479. Указанны органы власти рассматривают заявки работодателей и готовят соответствующее заключение и информацию на межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
На заседании межведомственной комиссии рассмотрено заключение Министерства сельского хозяйства Амурской области, в соответствии с которым предполагалось сформировать квоту в сфере сельскохозяйственного производства области на 2010 год в количестве 1081 человек из запрошенных 4655. Предложено учесть заявки только тех сельхозпроизводителей, которые не первый год осуществляли свою деятельность с привлечением иностранных граждан и отказ которым повлечет сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции в области. При этом заявки данных работодателей были сокращены.
Как следует из представленной обществом заявки, работодателю требовалось 84 человека, из которых - по специальности овощевод - 75 человек, технолог - 4 человека, переводчик - 5 человек. Условия привлечения иностранных работников срок, на который предполагается привлекать иностранных работников - 12 месяцев, размер оплаты труда составляет 5 500 рублей, предоставляемое жилое помещение аренда квартиры, оказание медицинской помощи в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования, опыт работы от 1 года до 3 лет, в отношении двух переводчиков опыт от 3 до 5 лет, образование - овощеводы среднее, технологи среднее профессиональное, переводчики высшее профессиональное.
Отказывая обществу в удовлетворении поданной заявки, межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Амурской области правомерно исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Амурской области.
Согласно заключению управления занятости населения Амурской области увеличилось количество безработных граждан по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 39,6%, в том числе обратившихся за содействием в поиске подходящей работы по профессии было: овощеводов - 107 человек, технологов - 136 человек, переводчиков - 43 человека. В Михайловском районе около 60 % безработных не имеют профессии или ими утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии, специальности.
Программой дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 28.01.2009 N 13, предусмотрены мероприятия по организации опережающего профессионального обучения граждан, которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, уровню квалификации.
Таким образом, ООО "АСК" может обратиться в службу занятости населения за услугой обучения российских граждан в целях дальнейшего их трудоустройства на своем предприятии, без каких-либо денежных затрат.
Общество не обращалось в службу занятости за услугой подбора соответствующего персонала до обращения с заявкой на привлечение иностранной рабочей силы, а также с целью подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации и невозможность удовлетворения потребности в рабочей силе в связи с отказом центра занятости.
Кроме того, заявкой ООО "АСК" предусмотрена заработная плата в размере 5 500 рублей. Между тем, Постановлением губернатора Амурской области от 24.07.2009 N 342 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2009 года" установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения 6803 рубля. В результате чего, оплата труда, предлагаемая ООО "АСК" ниже величины прожиточного минимума, что отрицательно сказывается на возможности занятия рабочих мест безработными и ищущими работу гражданами и приводит к вытеснению на рынке труда российских граждан.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, оформленное протоколом от 06.07.2009 N 41 соответствует нормам законодательства, не нарушает прав и законных интересов ООО "АСК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что заявка о потребности в иностранной рабочей силе представлена на 2010 год, а показатели рынка труда в Амурской области использовались за 2009 год, подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 11 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом в том числе: имеющегося трудового потенциала, в том числе прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников; возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников; возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации; оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Подлежит отклонению довод общества о нарушении срока уведомления о принятии решения об отклонении заявки в силу следующего.
Пунктом 20 Правил установлено, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.
При этом законодатель не обязывает направлять указанные решения заказным письмом с уведомлением.
Между тем, из представленных в материалы дела письма Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области от 14.07.2009 N 2799-03, списка рассылки писем работодателям, заявки которых отклонены полностью, списка отправленных писем, листа рассылки, а также копии журнала регистрации исходящей корреспонденции следует, что письмо с извещением об отклонении заявки ООО "АСК" направлялось в установленным законом срок.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба ООО "АСК" подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по рассмотрению апелляционной жалобы возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25сентября 2009 года по делу N А04-5457/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5457/2009
Истец: ООО "Амурская сельскохозяйственная компания"
Ответчик: Ответчики, Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Амурской области
Третье лицо: Третьи лица, Министерство сельского хозяйства Амурской области, Управление занятости населения Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5577/2009