г. Хабаровск |
|
05 февраля 2010 г. |
N 06АП-6044/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича: не явились;
от Администрации города Благовещенска: не явились;
от Министерства имущественных отношений Амурской области: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 18.11.2009
по делу N А04-6119/2009 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича
к Администрации города Благовещенска, Министерству имущественных отношений Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов
Индивидуальный предприниматель Мешков Роман Васильевич (далее - ИП Мешков Р.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказов Администрации города Благовещенска (далее - администрация г. Благовещенска, орган местного самоуправления) и Министерства имущественных отношений Амурской области в выборе земельного участка под строительство гаражей боксового типа, расположенного в квартале 61, в районе ул. Политехническая, д. 30, размерами 54х10м., выраженных в письмах: Администрации г. Благовещенска от 30.06.2009 N 01-19/3582; Министерства имущественных отношений Амурской области от 21.07.2009 N 14-35/5883, соответственно, по заявлению Мешкова Р.В. (входящий номер Министерства имущественных отношений от 07.05.2009 N 3685з).
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что отказ администрации г.Благовещенска и Министерства имущественных отношений Амурской области является незаконным, поскольку выбора земельного участка со стороны администрации г. Благовещенска обеспечено не было. Земельный участок позволяет осуществить его корректировку по площади в сторону уменьшения, или сдвиг в ту или иную сторону, как это установлено статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 18.11.2009 заявленные ИП Мешковым Р.В. требования удовлетворены. Отказ администрации города Благовещенска в выборе земельного участка под строительство гаражей боксового типа, расположенного в квартале 61, в районе ул. Политехническая, д. 30, размерами 54х10м., выраженных в письмах: Администрации г. Благовещенска от 30.06.2009 N 01-19/3582; Министерства имущественных отношений Амурской области от 21.07.2009 N 14-35/5883 в части рассмотрения заявления предпринимателя признаны недействительными. Администрация г. Благовещенска обязана повторно рассмотреть вопрос выбора земельного участка по заявлению ИП Мешкова Р.В.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Закона Амурской области от 26.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области".
Не согласившись с судебным актом, администрация г. Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на ошибочность вывода суда о том, что орган местного самоуправления обязан решить, в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, вопрос выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, поскольку названная норма не возлагает на администрацию такой обязанности.
Кроме этого, подача предпринимателем в уполномоченный орган соответствующего заявления не влечет безусловной обязанности последнего осуществить выбор земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.
Предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное выше ходатайство.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 07.05.2009 ИП Мешков Р.В. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области (далее - Минимущество) с заявлением (входящий номер 3658з) о рассмотрении возможности выбора и оформлении акта выбора земельного участка для размещения и строительства гаражей боксового типа (земельный участок 54х10м.), а также согласовании места размещения объекта и принятия решения о предоставлении данного земельного участка в долгосрочную аренду. Место расположения земельного участка: г. Благовещенск, в районе ул. Политехническая, д. 30. К заявлению приложена схема расположения земельного участка, копия паспорта.
30.06.2009 администрацией г. Благовещенска был подготовлен ответ N 01-19/3582 на обращение Минимущества по заявлению ИП Мешкова Р.В., в котором указано, что на основании норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/Росавтотранс ширина внутригаражного проезда при выезде и въезде до зданий и сооружений по обслуживанию автомобилей должна составлять не менее 7,3 м. Запрашиваемый участок расположен на дворовой территории многоквартирных жилых домов по ул. Политехническая, 30 и ул. Ленина, 62, следовательно, при размещении гаражей должны соблюдаться нормативные требования обеспеченности придомовой территории с необходимыми элементами благоустройства по площади и наименованиям в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
На основании изложенного, администрация сообщила, что завершить процедуру выбора земельного участка и согласовать акт о выборе земельного участка для размещения гаражей в квартале 61 не представляется возможным.
21.07.2009 Минимущество письмом N 14-35/5883 сообщило ИП Мешкову Р.В. о невозможности выбора земельного участка по его заявлению.
Предприниматель, посчитав, что отказы являются необоснованными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Постановлением Губернатора Амурской области от 26.01.2009 N 15 "Об уполномоченном органе" уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим распоряжение в городе Благовещенске, являющемся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определено Министерство имущественных отношений Амурской области.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Следовательно, по общему правилу, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов, в том числе предоставление названных участков в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из заявления ИП Мешкова Р.В. (л.д.10), адресованного Министерству имущественных отношений Правительства Амурской области, усматривается, что заявитель обратился с вопросом об оформлении акта выбора земельного участка для размещения и строительства гаражей боксового типа, принятии решения о согласовании места размещения и предоставления в аренду земельного участка 54х10 м., расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Политехнической, 30 в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка.
Таким образом, в названном заявлении предпринимателя указаны все реквизиты, предусмотренные частью 1 статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с частью 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, суд первой инстанции путем толкования выше названных норм пришел к обоснованному выводу о том, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Согласно Регламенту, утвержденному Постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 (далее - Регламент), процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок (п. 1.2). При отсутствии утвержденной документации комиссия обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта строительства в соответствии с порядком согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии.
Пунктом 2.1. Регламента установлено, что выбор земельного участка для размещения объекта строительства оформляется актом о выборе земельного участка. Члены комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации, в случаях, предусмотренных законодательством.
Пункт 2.6 Регламента предусматривает, что согласованный всеми членами комиссии акт о выборе земельного участка подписывается председателем комиссии, при его отсутствии - заместителем председателя комиссии.
К акту о выборе земельного участка прилагается утвержденная заместителем мэра города Благовещенска схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 2.7 Регламента).
Следовательно, Земельным кодексом РФ и названным Регламентом, утвержденным постановлением мэра города Благовещенска, установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пункт 2.1 Регламента). Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ). При выявлении в ходе согласования членами комиссии акта обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка (пункт 2.5 Регламента).
Учитывая, что земля (земельный участок) является особым объектом права (земельного, гражданского, муниципального и т.д.), при предоставлении земельного участка, в том числе в аренду, соблюдение процедуры такого предоставления, одним из элементов которой является выбор земельного участка, оформляемый актом, предусмотренным законодательством, необходимо строгое соблюдение вышеназванной процедуры.
Судом установлено, что администрация города Благовещенска, отказывая ИП Мешкову Р.В. в выборе запрашиваемого спорного участка и предварительном согласовании места размещаемых объектов по причине невозможности обеспечить выбор названного земельного участка, не предприняла мер для соблюдения вышеназванной процедуры выбора земельных участков.
Так, на выкопировке с электронной карты города квартала 61 (л.д.21) отражены объекты движимого и недвижимого имущества, инженерные коммуникации, объекты инфраструктуры, а также запрашиваемый земельный участок.
Как следует из материалов дела, стороны с выездом на место составили схему запрашиваемого земельного участка с нанесением реальных размеров запрашиваемого земельного участка, которые составили 4x40м.
В решении Благовещенского городского суда Амурской области по делу суд пришел к выводу об отнесении детской площадки к придомовой территории дома N 62 по ул. Ленина. При этом суд указал, что технический паспорт на жилой дом Политехническая, 30 не содержит ссылку на наличие спортивной площадки на придомовой территории.
Между тем, в решении Благовещенского городского суда Амурской области отсутствует указание на определение границ придомовой территории дома N 30 по ул. Политехническая и дома N 62 по ул. Ленина.
В соответствии с положениями Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 19.05.2008) границы дворовой территории могут быть подтверждены учетно-технической документацией на дом (техническим паспортом), включающей в себя план земельного участка.
В материалах гражданского дела Ш 2-3295/08 технические паспорта указанных жилых домов отсутствуют, в материалы настоящего дела они также не представлены. Расчеты придомовой территории, предусмотренные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", администрацией также не приведены.
Таким образом, администрацией не представлено доказательств проведения работ по подготовке проекта планировки Центрального и Центрально-исторического района, в границы которого входит территория квартала 61.
Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/Росавтотранс установлены нормативы ширины внутригаражного проезда при выезде и въезде до зданий и сооружений по обслуживанию автомобилей, которые составляют не менее 7,3м.
Выкопировкой из электронной карты города в масштабе 1:500 подтверждается, что ширина проезда между существующими гаражами и запрашиваемым земельным участком составляет 7м., реальный размер запрашиваемого земельного участка составляют 4x40м.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что администрация, отказывая предпринимателю в выборе земельного участка, не учла возможность корректировки размеров запрашиваемого земельного участка исходя из незначительного отклонения от нормативов ширины внутригаражного проезда - 0,3м.
Таким образом, администрацией г. Благовещенска и Минимуществом Амурской области не соблюден установленный Земельным кодексом РФ поэтапный порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, разрешая вопрос выбора спорного земельного участка и отказывая в выборе этого участка, администрация города Благовещенска и Министерство имущественных отношений Амурской области не выполнили обязанности по осуществлению процедуры выбора земельного участка, предусмотренной частью 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии у администрации обязанности по осуществлению выбора земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка, подлежит отклонению.
В связи с тем, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств и оценки представленных по делу доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 18 ноября 2009 года по делу N А04-6119/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6119/2009
Истец: Мешков Роман Васильевич
Ответчик: Ответчики, Администрация г. Благовещенска
Третье лицо: Третьи лица, Министерство имущественных отношений Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7763/2010
08.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2157/2010
05.02.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6044/2009