г. Хабаровск |
|
25 января 2010 г. |
N 06АП-5864/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конфедератовой К.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича: не явились;
от Администрации города Благовещенска: не явились;
от Министерства имущественных отношений Амурской области: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 03.11.2009
по делу N А04-6562/2009 Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича
к Администрации города Благовещенска
третье лицо: Министерство имущественных отношений Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - ИП Архипов Э.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации города Благовещенска (далее - администрация г. Благовещенска, орган местного самоуправления) в выборе земельного участка для строительства гаражей боксового типа, расположенного в районе ул. Горького, д. 90, выраженного в письме от 20.07.2009 N 497/19, по заявлению N 4840з от 04.06.2009.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что отказ администрации г.Благовещенска является незаконным, поскольку выбора земельного участка со стороны обеспечено не было. Земельный участок позволяет осуществить его корректировку по площади в сторону уменьшения, или сдвиг в ту или иную сторону, как это установлено статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 03.11.2009 заявленные ИП Архиповым Э.А. требования удовлетворены. Отказ администрации города Благовещенска в выборе земельного участка, расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Горького, д. 90, выраженный в письме от 20.07.2009 N 497/19, признан недействительным. Администрация г. Благовещенска обязана повторно рассмотреть вопрос выбора земельного участка по заявлению Архипова Э.А.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Закона Амурской области от 26.12.2008 N 166-03 "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области".
Не согласившись с судебным актом, администрация г. Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на ошибочность вывода суда о том, что обстоятельства, приведенные администрацией г.Благовещенска в обоснование оспариваемого решения, не могут являться основанием для отказа, поскольку сама процедура выбора земельного участка - это помощь органа местного самоуправления заявителю в определении размера и места земельного участка.
Считает, что подача предпринимателем в уполномоченный орган соответствующего заявления не влечет безусловной обязанности последнего осуществить выбор земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.
Предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное выше ходатайство.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд находит, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 04.06.2009 Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением о выборе земельного участка, расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Горького, д. 90, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка.
Письмом от 20.07.2009 N 497/19 администрация г. Благовещенска сообщила о невозможности выбора названного земельного участка.
В обоснование отказа указано, что в границах запрашиваемого земельного участка расположены инженерные коммуникации, а также зеленая зона.
Согласно таблице 16 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расстояние от общественных зданий до гаражей должно составлять 10 м, вместе с тем, фактически земельный участок примыкает к зданию столовой.
Предприниматель, посчитав, что названное письмо администрации г.Благовещенска по отказу в выборе земельного участка является необоснованным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Постановлением Губернатора Амурской области от 26.01.2009 N 15 "Об уполномоченном органе" уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим распоряжение в городе Благовещенске, являющемся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определено Министерство имущественных отношений Амурской области.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (часть 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, по общему правилу, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов, в том числе предоставление названных участков в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В названном заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Из заявления ИП Архипова Э.А. от 04.06.2009, вх. N 4840з, адресованного Министерству имущественных отношений Правительства Амурской области, усматривается, что заявитель обратился с вопросом об оформлении акта выбора земельных участков для размещения и строительства гаражей боксового типа, принятии решения о согласовании места размещения и предоставления в аренду земельного участка 20х15 м., расположенного в городе Благовещенске, в районе ул. Горького, 90, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка.
Таким образом, в названном заявлении ИП Архипова Э.А. указаны все реквизиты, предусмотренные частью 1 статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, суд первой инстанции путем толкования выше названных норм пришел к обоснованному выводу о том, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 утвержден состав и регламент комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска (далее - Регламент).
Согласно названному Регламенту, процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок (п. 1.2). При отсутствии утвержденной документации комиссия обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта строительства в соответствии с порядком согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии.
Пунктом 2.1. Регламента установлено, что выбор земельного участка для размещения объекта строительства оформляется актом о выборе земельного участка.
Члены комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации, в случаях, предусмотренных законодательством.
На основании имеющихся документов член комиссии в графе акта о выборе "решение" делает отметку "согласовано (не согласовано)" со ссылкой на заключение и указанием его реквизитов.
В соответствии с пунктом 2.5 Регламента при выявлении в ходе согласования членами комиссии акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка. Измененная (окончательная) схема расположения земельного участка подлежит повторному согласованию всеми членами комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Пункт 2.6 Регламента предусматривает, что согласованный всеми членами комиссии акт о выборе земельного участка подписывается председателем комиссии, при его отсутствии - заместителем председателя комиссии.
К акту о выборе земельного участка прилагается утвержденная заместителем мэра г. Благовещенска схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 2.7 Регламента).
Следовательно, Земельным кодексом РФ и названным Регламентом, утвержденным постановлением мэра города Благовещенска, установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пункт 2.1 Регламента). Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ). При выявлении в ходе согласования членами комиссии акта обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка (пункт 2.5 Регламента).
Учитывая, что земля (земельный участок) является особым объектом права (земельного, гражданского, муниципального и т.д.), при предоставлении земельного участка, в том числе в аренду, соблюдение процедуры такого предоставления, одним из элементов которой является выбор земельного участка, оформляемый актом, предусмотренным законодательством, необходимо строгое соблюдение вышеназванной процедуры.
Судом установлено, что администрация г. Благовещенска, отказывая ИП Архипову Э.А. в выборе запрашиваемого спорного участка и предварительном согласовании места размещаемых объектов по причине невозможности обеспечить выбор названного земельного участка, не предприняла мер для соблюдения вышеназванной процедуры выбора земельных участков.
В частности, не осуществила выезд специалиста на запрашиваемый земельный участок, подготовку схемы расположения земельного участка на топооснове в удобном для работы масштабе, обеспечение членов комиссии необходимыми графическими материалами, не обеспечила выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, а также не составила акт выбора земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, разрешая вопрос выбора спорного земельного участка и отказывая в выборе этого участка, Администрация города Благовещенска не выполнили обязанности по осуществлению процедуры выбора земельного участка, предусмотренной частью 5 статьи 31 ЗК РФ.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии у администрации обязанности по осуществлению выбора земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении земельного участка, подлежит отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г. Благовещенска не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, чем затронуты законные интересы ИП Архипова Э.А.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод администрации г. Благовещенска о том, что, поскольку на запрашиваемом земельном участке находятся металлические гаражи, следовательно, выбор земельного участка осуществить было невозможно, так как исследованная в судебном заседании схема расположения запрашиваемого земельного участка и данные предпринимателя не могут быть сопоставлены ввиду того, что Администрацией не рассмотрена возможность корректировки данных предпринимателя.
В связи с тем, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств и оценки представленных по делу доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области 03 ноября 2009 года по делу N А04-6562/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6562/2009
Истец: Архипов Эдуард Александрович
Ответчик: Ответчики, Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация г. Благовещенска
Третье лицо: Третьи лица