г. Хабаровск |
|
29 марта 2010 г. |
N 06АП-954/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Тихоненко А. А., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ключник А.А.
при участии в заседании:
от истца: администрации Горненского сельсовета: Соколов А.С., глава сельсовета;
от ответчиков: не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Горненского сельсовета
на решение от 10 ноября 2009 года
по делу N А04-6883/2009 Арбитражного суда Амурской области, принятого судьей Косаревой О.П.
по иску администрации Горненского сельсовета
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Амурской области, Управлению Федеральной регистрационной службы по Амурской области, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Амурской области
о признании недействительным зарегистрированного права
УСТАНОВИЛ:
Администрация Горненского сельсовета (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Амурской области (далее - ТУ ФАУГИ, ответчик) о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок за Российской Федерацией в соответствии со свидетельством от 29.11.2004 N 28 АА 045575.
Определением суда от 18.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Амурской области (далее - Управление ФРС, Управление Роснедвижимости, третьи лица).
Определением суда от 08.10.2009, протокольным определением от 02.11.2009 указанные лица были привлечены судом в качестве ответчиком.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил признать недействительным зарегистрированное право собственности за Российской Федерацией на земельный участок (свидетельство от 29.11.2004 N 28 АА 045575) в части включения в территорию земель населенного пункта п. Горный в размере 1109 га, обязать Управление Роснедвижимости соблюсти установленную процедуру регистрации, сделать описание границ, провести межевание с заинтересованными правообладателями земельных участков, составить акты согласования, зарегистрировать территорию муниципального образования Горненский сельсовет в государственном кадастровом реестре, обязать Управление ФРС внести в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) по участку с кадастровым номером 28:13:0:0019 изменения в связи с переводом земель из категории "земель лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов" в соответствии с Законом Амурской области от 31.10.2005 N 73-ОЗ "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Зейского района и муниципальных образований в его составе".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 10.11.2009 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.11.2009. В обоснование указала на то, что Администрацией оспорено кадастровое дело земельного участка N 28:13:0:0019, факт заведения кадастрового дела на территорию, закрепленную за ФГУ "Верхнезейский лесхоз". Земельный участок не индивидуализирован и не описан в установленном порядке, нарушены требования к оформлению документов о межевании. В согласовании отсутствует подпись и печать должностного лица. Из использованного масштаба невозможно представить взаимное расположение и конфигурацию смежных участков, провести межевание с земельными участками. Акты согласования отсутствуют. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.
Представители ответчиков в заседание суда не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще.
Жалоба рассматривается в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ в отсутствие не явившихся ответчиков.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя истца и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Судом установлено, что земельный участок лесного фонда (леса), расположенный в Амурской области, Зейский район, в границах Верхнезейского лесхоза, кадастровый (или условный) номер 28:13:0:0019, площадью 3 762 724 га, зарегистрирован на праве федеральной собственности за Российской Федерацией 29.11.2004, о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации N 28-01/13-2/2004-813 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.12.2005 N 28 АА 045575).
Полагая свои права нарушенными указанной регистрацией права собственности, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, действовавшим на момент государственной регистрации права федеральной собственности, лесной фонд находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
На основании кадастровой выписке от 10.10.2008 N 2-13/08-986 земельный участок с кадастровым номером 28:13:000000:0066 (предыдущий номер 28:13:0:0019) площадью 3 762 724 га относится к категории земель - земли лесного фонда.
Как правильно установил суд первой инстанции, в материалах кадастрового дела хранится кадастровый план земельного участка N 28:13:0:0019, который представляет собой единое землепользование, состоящее из восьми сформированных частей.
Таким образом, спорный земельный участок лесного фонда в силу закона находится в федеральной собственности.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Администрации проведенной регистрацией не было представлено.
Из картографического описания границ муниципального образования Горненский сельсовет, установленного Законом Амурской области от 31.10.2005 N 73-ОЗ "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Зейского района и муниципальных образований в его составе" не вытекает, что земли лесного фонда в границах Верхнезейского лесхоза отнесены к территории Горненского сельсовета.
Кроме того, землеустроительные работы в отношении спорного участка и государственная регистрация проведены до принятия вышеуказанного Закона Амурской области.
Пунктом 6 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент регистрации, указывалось, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
При этом Администрация не представила надлежащих доказательств, подтверждающих, что установленные в Законе Амурской области от 31.10.2005 N 73-ОЗ границы муниципального образования Горненского сельсовета учтены в государственном кадастре недвижимости, либо подачи соответствующего заявления в Управление Роснедвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
Кроме того, согласно части 3 статьи 10 Лесного кодекса РФ 1997 г. земли городских поселений - городские леса - в лесной фонд не входят, однако это положение само по себе не изменяет правового статуса лесных участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях сельских поселений.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования "Горненский сельсовет в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа РФ и как таковой является федеральной собственностью особого рода.
Таким образом, изменение статуса земельного участка, а также его собственника должен разрешаться в порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, по решению Правительства РФ или территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации, о чем свидетельствует Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 455.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований, поэтому истцом не доказано нарушение его интересов государственной регистрацией оспариваемого им права федеральной собственности на участок лесного фонда.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы кадастрового дела на земельный участок кадастровым номером 28:13:0:0019, суд не находит существенных нарушений порядка осуществления кадастрового учета земельного участка, влекущих невозможность принятия их в качестве правовых оснований для государственной регистрации спорного участка лесного фонда.
Также подтверждаются выводы суда первой инстанции относительно избрания истцом ненадлежащего способа защиты своих прав.
Ни нормы ГК РФ, ни положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривают такого способа защиты права как признание недействительным зарегистрированного права собственности.
При этом истец, заявляя иск, не указал конкретные способы защиты, направленные на восстановление нарушенных имущественных прав и законных интересов.
Иные требования Администрации также не могут быть удовлетворены судом, поскольку истцом не указано, каким образом их удовлетворение служит восстановлению его прав.
Кроме того, апелляционный суд не может принять в силу части 7 статьи 268 АПК РФ к рассмотрению требование, заявленное в апелляционной жалобе, о присуждении к исполнению обязанности ТУ ФАУГИ зарегистрировать право собственности на реальные земельные участки (лесные кварталы, выделы), поскольку данное требование не заявлялось в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 10.11.2009 по делу N А04-6883/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
А.А. Тихоненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6879/2009
Истец: Администрация Горненского сельсовета
Ответчик: Ответчики, ТУ Росимущество по Амурской области
Третье лицо: Третьи лица, УФРС по Амурской области, Управление фед.агенства кадастра объект. недвиж.