Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2010 г. N 04АП-2610/2009
г. Чита |
Дело N А10-1272/2009 |
09 марта 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2010.
Полный текст постановления изготовлен 09.03.2010.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Стасюк,
судей: С.И. Юдина, Л.В. Капустиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зенчиком А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия
на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июня 2009 года
по делу N А10-1272/2009 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия
к муниципальному образованию Городской округ "Город Улан-Удэ" и негосударственному образовательному учреждению Центр развития ребенка "Престиж"
об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения,
третье лицо - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице локомотивовагоноремонтного завода
(суд первой инстанции Ковалёва Н.А.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Фетисовой Н.Г. представителя по доверенности от 20.11.2009 N 120,
от ответчика (муниципальное образование городской округ "город Улан- Удэ" в лице комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан- Удэ): Кузовлевой А.А. представителя по доверенности от 29.05.2009 N 137,
от ответчика (НОУ Центр развития ребенка "Престиж"): представитель не явился,
от третьего лица: представитель не явился.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан - Удэ об истребовании из чужого незаконного владения нежилого здания бывшего детского сада N 149, расположенного по адресу: г. Улан- Удэ, Железнодорожный район, ул. Октябрьская, д. 19 "А", кадастровый (условный) номер 03-03-01/145/2008-280, инвентарный номер 239, общей площадью 929,2 кв.м.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Улан - Удэнского Локомотивовагоноремонтного завода (далее - ЛВРЗ ОАО "РЖД"), негосударственное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - школа - сад "Престиж" (далее - образовательное учреждение).
Решением суда Республики Бурятия от 29 мая 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Четвертый арбитражный апелляционный суд определением от 27.08.2009 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, МО Городской округ "Город Улан-Удэ".
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по ходатайству истца привлечены к участию в деле в качестве ответчиков МО Городской округ "Город Улан-Удэ" в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и НОУ Центр развития ребенка "Престиж".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия уточнило исковые требования, просило истребовать из чужого незаконного владения МО Городской округ "Город Улан-Удэ" и НОУ Центр развития ребенка "Престиж" нежилое двухэтажное здание общей площадью 929 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а; обязать ответчика НОУ Центр развития ребенка "Престиж" передать ТУ Росимущества по РБ указанное здание.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2009 года решение суда Республики Бурятия от 29 июня 2009 года отменено, заявленные исковые требования удовлетворены частично. Из владения негосударственного образовательного учреждения Центр развития ребенка "Престиж" истребовано нежилое двухэтажное здание общей площадью 929,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а. Суд обязал Негосударственное образовательное учреждение Центр развития ребенка "Престиж" передать в собственность Российской Федерации нежилое двухэтажное здание общей площадью 929,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а, в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
В иске к муниципальному образованию Городской округ "Город Улан-Удэ" было отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 января 2010 года постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2009 года по делу N А10-1272/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал на необходимость оценки доводов сторон о пропуске истцом срока исковой давности.
При новом рассмотрении апелляционной жалобы представитель истца поддержала доводы, положенные в обоснование заявленных требований. Ссылаясь на отсутствие факта пропуска истцом срока исковой давности, течение которого начато в октябре 2007 года, просила суд отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика возразила против доводов истца, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика считает, что течение срока исковой давности надлежит исчислять с 1998 года, с момента передачи третьим лицом спорного объекта в муниципальную собственность.
Ответчик НОУ Центр развития ребенка "Престиж" и третье лицо - ОАО "Российские железные дороги" в лице локомотивовагоноремонтного завода в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением N 53752 и телефонограммой от 25.02.2010.
Принимая во внимание положения ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ответчика-2 и третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Спорный объект недвижимости был введен в эксплуатацию в 1961 как детский сад N 149 Государственного унитарного предприятия ПВЗ Министерства путей сообщения Российской Федерации и находился у последнего на балансе.
Указанный объект на основании договора между администрацией г.Улан-Удэ и государственным унитарным предприятием "Локомотивовагоноремонтный завод" 24.04.1998 был передан в муниципальную собственность.
Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ на основании решения Арбитражного суда РБ от 16.06.08 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" серии ОЗАА N 465497 от 17.11.2008 на объект права: учреждение, назначение нежилое, площадь общая 929,2 кв.м., инвентарный номер 239, литера А, этажность 2, адрес: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, дом 19а.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 года решение Арбитражного суда РБ от 16.06.08 г. отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.02.2009 по делу А10-4022/2007 данная сделка признана ничтожной.
Решением Администрации г. Улан-Удэ N 175 от 29.06.1998 г. здание бывшего детского сада N 149 по адресу: г. Улан-Удэ ул. Октябрьская, ул. 19а принято в муниципальную собственность, включено в реестр муниципальной собственности, передано в безвозмездное пользование ГНИ по Железнодорожному району г. Улан-Удэ. 26.02.2007 г., по договору аренды N 364-ж здание передано в аренду Межрайонной ИФНС России РФ N 2 по РБ. 19.03.2007 г. в связи с расторжением договора аренды здание возвращено Комитету по управлению имуществом г. Улан-Удэ.
По договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 54-Б от 01.11.2007 спорное недвижимое имущество на основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ N 1282-р от 01.11.2007 передано в безвозмездное временное пользование ссудополучателю негосударственному образовательному учреждению "Центр развития ребенка "Престиж" на срок с 01.11.2007 по 01.11.2017.
В настоящее время фактическим владельцем здания является НОУ "Центр развития ребенка "Престиж".
28.09.2009 управлением в ходе внеплановой проверки земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, было выявлено, что земельным участком и зданием владеет образовательное учреждение на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 04.08.2009 N 54-Б, о чем был составлен акт N 33-09.
Считая, что спорный объект является федеральной собственностью, управление обратилось в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Как установлено статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Право на истребование имущества из чужого незаконного владения имеет только собственник или иной законный владелец имущества (п. 4 приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего кодекса (п. 2 ст.4 ФЗ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ).
Свидетельство о государственной регистрации права муниципального образования Городской округ "Город Улан-Удэ" серии 03АА N 465497 от 17.11.2008 не является доказательством, подтверждающим наличие права собственности муниципального образования на спорный объект, поскольку оно основано на недействующем решении Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.08 г.
Решение Администрации г. Улан-Удэ N 175 от 29.06.1998 г., которым спорный объект принят в муниципальную собственность и включен в реестр муниципальной собственности, основано на сделке от 24 апреля 1998 года между Администрацией г. Улан-Удэ и государственным унитарным предприятием "Локомотивовагоноремонтный завод", которая является ничтожной, поскольку заключена в отсутствие согласия Госкомимущества России.
Следовательно, у ответчика МО Городской округ "Город Улан-Удэ" отсутствовали законные основания для владения спорным имуществом и МО Городской округ "Город Улан-Удэ" не имело права распоряжаться данным имуществом и передавать его в безвозмездное пользование НОУ "Центр развития ребенка "Престиж".
Истец свидетельство о регистрации права собственности Российской Федерации на спорное здание не представил, указав, что право Российской Федерации пока не зарегистрировано.
Согласно пункту 1 статьи названного Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Выписку из реестра федеральной собственности истец не представил.
Вместе с тем, отсутствие доказательств внесения спорного здания в реестр федеральной собственности не является основанием для признания факта, что спорное имущество не относится к федеральной собственности, поскольку установление оснований возникновения права федеральной собственности входит в предмет доказывания по настоящему делу.
В подтверждение права федеральной собственности на истребуемое имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками, в материалы дела представлены: копия технического паспорта Улан-Удэнского БТИ 1995 г. на двухэтажные детские ясли ВСЖД N 149, расположенные в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а, с поэтажной экспликацией к плану и указанием общей площади "всего по дому" 928,1 кв.м; копия технического паспорта филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по РБ от 29.12.2004 г. на двухэтажное нежилое здание, расположенное в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 19а, с поэтажной экспликацией к плану и указанием общей площади 929,2 кв.м; копия акта ввода в эксплуатацию от 29.12.1961 г. детских яслей паровозовагоноремонтного завода, расположенных в г. Улан-Удэ, по ул. Октябрьской, в квартале N 27 (номер здания не указан); копия приказа МПС от 27.02.1963 г. N Г-5170 и копия приказа начальника Улан-Удэнского ордена Ленина паровозовагоноремонтного завода N 39 от 12.03.1963 г. о переименовании Улан-Удэнского ордена Ленина паровозовагоноремонтного завода в Улан-Удэнский ордена Ленина локомотивовагоноремонтный завод; копия устава государственного унитарного предприятия Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода МПС РФ, утв. заместителем Министра путей сообщения РФ от 17.10.1995 г., согласно п.1.1 которого Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод является государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности.
Площадь здания, согласно данным технического паспорта ФГУП "Ростехинвентаризация" по РБ от 29.12.2004 г., фактически составляет 929,2 кв.м, различия в указании площади спорного здания технического паспорта Улан-Удэнского БТИ 1995 г. (928,1 кв.м) вызваны неточностью замеров.
Доказательств того, что на ул. Октябрьской существовали еще какие-либо здания с указанной площадью, принадлежавшие ЛВРЗ, ответчик не представил.
Учитывая характеристику здания, указанную в поэтажных экспликациях к техническим паспортам, а также незначительное расхождение в площади (1,1 кв.м), апелляционный суд пришел к выводу, что истребуемое имущество, обладает следующими индивидуально-определенными признаками: расположено в г. Улан-Удэ, по ул. Октябрьской, 19а, является двухэтажным, имеет площадь 929,2 кв.м.
Факт владения ЛВРЗ спорным имуществом до передачи его муниципалитету установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РБ от 20.02.09 г. по делу N А10-4022/07.
Переименование завода не является его реорганизацией, которая требует оформления передачи имущества. В п.1.1 устава государственного унитарного предприятия Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода МПС РФ, утв. заместителем Министра путей сообщения РФ от 17.10.1995 г., указано, что Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод является государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности.
В связи с тем, что ЛВРЗ на момент передачи имущества муниципалитету являлся государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности, имущество предприятия также являлось федеральной собственностью.
Доказательств того, что имущество передано предприятию в процессе приватизации и создания акционерного общества, в материалы дела не представлено.
Таким образом, право федеральной собственности на истребуемое имущество подтверждается материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 54-Б от 04.08.09 г. между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и НОУ "Центр развития ребенка "Престиж", актом внеплановой проверки земельного участка, находящегося в собственности РФ от 28.09.09 г. подтверждается безвозмездная передача и нахождение имущества во владении НОУ "Центр развития ребенка "Престиж".
Следовательно, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению за счет ответчика -2 на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку имущество не находится во владении МО Городской округ "Город Улан-Удэ", в иске к МО Городской округ "Город Улан-Удэ" следует отказать.
Возможность расторжения договора в любой момент по соглашению сторон (раздел 4 договора) и, как следствие, временный характер владения имуществом со стороны НОУ "Центр развития ребенка "Престиж", не влечет за собой возможность истребования имущества от МО Городской округ "Город Улан-Удэ".
Ответчик до принятия решения судом первой инстанции заявил о пропуске срока исковой давности по настоящему спору.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Суд кассационной инстанции указал на то, что заявление стороны об истечении срока давности подлежит проверке судом с учетом всех правил, которые касаются его определения. В частности, необходимо установить, применим ли к заявленному требованию срок исковой давности, продолжительность срока и начало его течения.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по виндикационному иску составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Доказательства извещения истца третьим лицом или ответчиком-1 о передаче спорного объекта в муниципальную собственность в материалы дела не представлены.
Истец ссылается на то, что о передаче спорного здания в муниципальную собственность ему стало известно с октября 2007 года с момента обращения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в арбитражный суд с иском о признании права муниципальной собственности на спорное имущество.
Таким образом, срок исковой давности надлежит исчислять с октября 2007 года. В суд с настоящим иском истец обратился 02.04.2009 года, что указывает на обращение истца в суд за защитой нарушенного права в пределах срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.09 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.06.2009 г. является рассмотрение вопроса о правах и обязанностях МО Городской округ "Город Улан-Удэ", не привлеченного к участию в деле. В решении не содержится указания на то, что Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ действовал от имени МО Городской округ "Город Улан-Удэ", в качестве ответчика выступал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, МО Городской округ "Город Улан-Удэ" третьим лицом без самостоятельных требований не привлекалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.05.09 г. по делу N А10-1272/2008 отменить.
Истребовать из владения негосударственного образовательного учреждения Центр развития ребенка "Престиж" нежилое двухэтажное здание общей площадью 929.2 кв.м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская 19а. Обязать негосударственное образовательное учреждение Центр развития ребенка "Престиж" передать в собственность Российской Федерации нежилое двухэтажное здание общей площадью 929,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская 19а, в течение двух месяцев со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
В иске муниципальному образованию Городской округ "Город Улан-Удэ" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Т.В. Стасюк |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-124/2008
Истец: Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, МО Городской округ "Город Улан-Удэ", НОУ Центр развития ребенка "Престиж"
Третье лицо: Третьи лица, НОУ ЦРР "Престиж", ОАО РЖД в лице ЛВРЗ, Улан-Удэнский ЛВРЗ-филиал ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Локомотивовагоноремонтного завода