г. Киров |
|
18 марта 2010 г. |
Дело N А17-8677/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Лобановой Л.Н., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя по делу - Сазоновой Т.Ю. представитель по доверенности
от Управления федеральной службы судебных приставов по Ивановской области - Семина П.Н. представитель по доверенности
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области и апелляционную жалобу ОАО "Вымпел-Коммуникации"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.12.2009 г.
по делу N А17- 8677/2009, принятое судом в лице судьи Калиничевой М.С.
по заявлению ОАО "Вымпел-Коммуникации"
к судебному приставу-исполнителю Октябрьского районного отдела судебных приставов по Ивановской области Костючек Е.С.
заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области
о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении административного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - Заявитель, Общество, ОАО "ВымпелКом") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления ФССП по Ивановской области Костючек Е.С. от 16.10.2009г. о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 17.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 50000руб.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области.
Решением арбитражного суда от 09.12.2009 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ, но установил существенные процессуальные нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления, на основании чего признал постановление незаконным и отменил.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области (далее - служба судебных приставов) не согласно с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование указывает, что судом неправильно применены нормы процессуального права (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ) и сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению службы судебных приставов, законный представитель общества извещен о дне рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом.
Общество также не согласно с принятым решением, но только в его мотивировочной части, где сделан вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения по указанной норме. По мнению общества, вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, заявитель просит исключить из мотивировочной части решения четыре абзаца на странице 5 и странице 6 оспариваемого решения. Заявитель утверждает, что действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон от 21.07.1997г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее- Федеральный закон "О судебных приставах") не предоставляет судебным приставам право получать такой вид конфиденциальной информации как сведения об абонентах и персональные данные.
В судебном заседании представитель службы судебных приставов доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований заявителю. Утверждает, что судебный пристав-исполнитель действовал в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением норм действующего законодательства и в целях правильного и своевременного исполнения исполнительного производства. С доводами апелляционной жалобы, поданной обществом, не согласен. Просит оставить мотивировочную часть решения без изменения.
Представитель заявителя в судебном заседании согласен с резолютивной частью решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы службы судебных приставов не согласился и просил резолютивную часть решения суда первой инстанции оставить без изменения.
По мотивировочной части решения пояснил, что, по мнению заявителя, ни ФЗ "О судебных приставах", ни ФЗ "Об исполнительном производстве" не дает судебному приставу-исполнителю права получать конфиденциальную информацию, составляющую персональные данные, к которым относятся запрошенные номера телефонов и остаток денежных средств на балансе абонента. Полагает, что запрошенная информация не является необходимой для выполнения судебным приставом-исполнителем своих задач по исполнению судебных актов.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлялся перерыв.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционных жалоб не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы службы судебных приставов, но, в то же время, считает обоснованной апелляционную жалобу общества.
Как следует из материалов дела, 18.09.2009 судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа Октябрьского районного суда г.Иваново N 2-584 от 05.03.2001, предметом исполнения которого является взыскание алиментов с должника Пантелеева М.А., был направлен запрос в адрес Ивановского филиала ОАО "ВымпелКом". Согласно данному запросу судебный пристав-исполнитель указал на необходимость предоставления в течение 7 дней со дня получения уведомления информации о наличии номеров мобильных телефонов, зарегистрированных за должником.
В ответ на запрос общество письмом от 18.09.2009 отказало в предоставлении сведений о наличии номеров мобильных телефонов, указав, что запрошенные судебным приставом-исполнителем сведения являются конфиденциальными и в силу требований пункта 1 статьи 53 Федерального закона от 07.07.2003г. N 126-ФЗ "О связи", пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункта 1 статьи 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" не могут быть предоставлены без согласия их обладателя.
07.10.2009, в связи с отказом в предоставлении запрошенной информации, судебный пристав-исполнитель направил в адрес ОАО "Вымпел-Коммуникации" (г.Москва) и в адрес Ивановского филиала ОАО "ВымпелКом" уведомление N 8087, в котором сообщил, что 16.10.2009 в 10.00 в кабинете N 417 УФССП по Ивановской области будет рассматриваться вопрос о привлечении ОАО "Вымпел-Коммуникации" к административной ответственности по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ.
16.10.2009 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о наложении штрафа за неисполнение третьим лицом требований судебного пристава-исполнителя, которым привлек ОАО "ВымпелКом" к административной ответственности по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением ОАО "ВымпелКом" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции требование заявителя удовлетворено, постановление судебного пристава-исполнителя признано незаконным и отменено. При принятии решения суд указал о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность получения судебным приставом-исполнителем персональных данных без согласия их субъектов и наличии в действиях общества по отказу предоставления персональных данных состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ. В то же время, при вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем были допущены существенные процессуальные нарушения, а именно - постановление принято в отсутствие законного представителя общества и без доказательств надлежащего его извещения о времени и месте принятия постановления на день вынесения постановления. Процессуальное нарушение явилось основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и отмене его.
Изучив представленные документы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу общества об изменении мотивировочной части решения подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 17.14 КоАП РФ, нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Запрашивая информацию у общества, не являющегося должником, судебный пристав-исполнитель обосновал необходимость предоставления информации о наличии номеров мобильных телефонов, зарегистрированных за должником - абонентом общества, для целей проверки имущественного положения должника, при этом сослался на статьи 12 и 14 Федерального закона "О судебных приставах" и статью 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 53 ФЗ "О связи", сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.
К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента гражданина, наименование юридического лица, фамилия, имя отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Кроме того, запрошенная судебным приставом-исполнителем информация, согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О персональных данных" как относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), относится к персональным данным физического лица.
Как это следует из пункта 7 статьи 2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 6 ФЗ "О персональных данных", такая конфиденциальная информация, составляющая персональные данные, не может быть предоставлена третьим лицам без согласия ее обладателя.
Перечень случаев, когда персональные данные могут обрабатываться, в том числе передаваться третьим лицам, без согласия субъекта персональных данных, установлен пункте 2 статьи 6 ФЗ "О персональных данных". По мнению суда апелляционной инстанции, запрос судебного пристава-исполнителя к таким случаям не относится.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 ФЗ "О персональных данных" согласие субъекта персональных данных не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Так пунктом 1 статьи 64 Федерального закона "О связи" установлено, что операторы связи обязаны предоставить уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определен в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 года N 114-З "Об оперативно-розыскной деятельности. Судебные приставы-исполнители в указанный перечень не входят.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит условий получения персональных данных и в нем отсутствуют основания, определяющие возможность передачи персональных данных третьим лицам без согласия субъекта персональных данных.
На основании изложенного, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предоставляют судебным приставам-исполнителям право получать персональные данные без согласия их субъектов.
Данный вывод не соответствует положениям статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в которой отдельно установлено право судебного пристава-исполнителя запрашивать информацию у субъектов, владеющих сведениями, составляющими охраняемую законом тайну, перечислены указанные субъекты (налоговые органы, банки и иные кредитные организации), определен порядок такого запроса (с разрешения старшего судебного пристава) и указан исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены. Операторы связи, владеющие сведениями, составляющими тайну частной жизни абонентов-граждан, тайну связи, персональные данные, не включены в число субъектов, у которых судебный пристав-исполнитель может запросить конфиденциальную информацию.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно: пункт 2 части 1 статьи 64, статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве", статьи 12,14 Закона "О судебных приставах", а также пункт 1 статьи 53 ФЗ "О связи", подпункт 1 статьи 3, статью 6 ФЗ "О персональных данных", подпункт 7 статьи 2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Основываясь на анализе неправильного применения норм действующего законодательства, суд первой инстанции в мотивировочной части решения необоснованно пришел к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель обладает полномочиями по запросу персональных данных без согласия их субъекта.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28 мая 2009 г. "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ и, в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменяет судебный акт, удовлетворяя апелляционную жалобу в этой части, и принимает по делу новый судебный акт с той же резолютивной и иной мотивировочной частями.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества об изменении мотивировочной части решения по делу подлежит удовлетворению, а мотивировочная часть решения суда по настоящему делу подлежит изменению путем исключения из нее абзацев, содержащих выводы о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ.
В отношении обоснованности апелляционной жалобы, поданной службой судебных приставов, апелляционный суд пришел к следующему выводу.
Ответчик утверждает, что о времени и месте принятия постановления о привлечении к административной ответственности он надлежащим образом известил законного представителя общества, направив уведомление о дне рассмотрения дела по адресу юридического лица и по адресу его филиала.
Данный довод необоснован документально. Поскольку, согласно материалам дела, постановление о наложении штрафа вынесено в отсутствие законного представителя или лица, действующего по надлежащей доверенности, выданной законным представителем, и в отсутствие данных об извещении законного представителя. Выводы суда первой инстанции в этой части соответствуют требованиям части 2 статьи 25.1 КоАП РФ и пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы службы судебных приставов не усматривается. Резолютивная часть решения должна быть оставлена без изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьями 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственная пошлина за рассмотрение данного дела не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" удовлетворить.
Мотивировочную часть решения Арбитражного суда Ивановской области от 09.12.2009г. по делу N А17-8677/2009 изменить, исключив из нее следующие абзацы:
- на странице 5 решения: "Анализ вышеназванных норм свидетельствует, что Федеральный закон от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон от 21.07.1997г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" относятся к числу предусмотренных подпунктом 1 части 2 статьи 6 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" федеральных законов, предусматривающих возможность получения судебным приставом-исполнителем персональных данных без согласия их субъектов";
- на странице 5- 6 решения: "Условием получения информации является запрос судебного пристава-исполнителя, содержащий требование о предоставлении информации о субъекте персональных данных, указанном в части 4 статьи 49 Закона N 229-ФЗ, в отношении которого в соответствии со статьей 30 Закона N 229-ФЗ возбуждено исполнительное производство. Полномочия судебного пристава-исполнителя на обработку персональных данных определены абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах", пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которыми закреплено право судебного пристава-исполнителя на получение необходимой информации при совершении исполнительных действий";
- на странице 6 решения: "Таким образом, взаимосвязанные положения, закрепленные ст.ст.6, 64 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст.ст.12, 14 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" свидетельствуют, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению, вправе требовать предоставления персональных данных физического лица, а оператор персональных данных обязан предоставить такие сведения";
- на странице 6 решения: "Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "ВымпелКом" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ".
Апелляционную жалобу Управления федеральной службы судебных приставов по Ивановской области оставить без удовлетворения, резолютивную часть решения Арбитражного суда Ивановской области от 09.12.2009г. по делу N А17-8677/2009 без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8570/2009
Истец: ОАО "Вымпелком", ОАО "Вымпел-Коммуникации"
Ответчик: Ответчики, Судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП УФССП по Ивановской области, Судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области Костючек Е.С.
Третье лицо: Третьи лица, УФССП по Ивановской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области