г. Чита |
Дело N А19-15690/09 |
"25" января 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года
(с перерывом в судебном заседании)
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малановой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области
на решение арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2009 года
по делу N А19-15690/09,
по заявлению открытого акционерного общества "Роял Вуд"
о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области, выразившихся в отказе в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения путем постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, принятое судьей Т.Ю Чемезовой.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
и УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Роял Вуд", обратился с заявлением о признании незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области, об отказе в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14 и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14.
Решением суда первой инстанции от 21 сентября 2009 года требования заявителя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области по отказу в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14 и обязал Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Перечень случаев, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", когда орган кадастрового учета может принять решение об отказе в постановке на учет земельного участка является исчерпывающим.
Как следует из письма ФГУ "ЗКП" по Иркутской области от 21.07.2009 года N 09исх/929-ст, ответчик уведомил общество о невозможности осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости по причине того, что в межевом плане от 09.07.2009 года границы участка представляют собой несколько контуров, а именно -17 (многоконтурный участок).
По вопросу выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в отношении многоконтурных земельных участков Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 16.01.2009 года N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" пояснило, что в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.
Образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы I Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По мнению Минэкономразвития России, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).
В соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.
Все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).
Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке.
Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из схемы расположения земельного участка от 18.06.2009 года N 03-10/96, ситуационного плана, межевого плана, все контуры границы многоконтурного земельного участка располагаются на территории одного муниципального образования - Шелеховского муниципального образования.
Следовательно, земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14, соответствует вышеуказанным требованиям действующего законодательства к земельным участкам.
Минэкономразвитие России в письме от 16.01.2009 года N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" пояснило, что при несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка. При этом, Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы.
Следовательно, ответчиком неправомерно не осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14 по причине многоконтурности его границы.
Кадастровая палата, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель кадастровой палаты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 19236871, вручено 03.01.2010.
Из апелляционной жалобы следует, что заявитель не согласен с решением суда первой инстанции, поскольку считает, что со стороны суда первой инстанции имеет место быть неправильное применение норм материального и процессуального права.
Так, по мнению кадастровой палаты судом не применены нормы, подлежащие применению, а именно:
- в соответствии с п. 5 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 года N 35, ведение Реестров объектов недвижимости кадастровых округов осуществляется на электронных носителях. Для ведения государственного кадастра недвижимости используется автоматизированная информационная система Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН).
- в соответствии с п. 7 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 20.02.2008 года N 35, внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 01 марта 2008 года.
Судом также не дана оценка доводам, содержащимся в отзыве ФГУ "ЗКП" по Иркутской области от 21.08.2009 года, образованным или созданным объектам недвижимости в Реестре присваивается следующий по порядку в кадастровом квартале, в котором располагается такой объект недвижимости, кадастровый номер, непосредственно в электронном виде.
Учитывая, что в настоящее время централизованный учет объектов недвижимости осуществляется с использованием ПК АИС ГКН, версия "026.9.02.046", в которой не реализована функция постановки на государственный кадастровый учет и предоставление сведений по многоконтурным земельным участкам, то соответственно у ФГУ "ЗКП" по Иркутской области отсутствует техническая возможность постановки многоконтурного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Судом не учтено, что в соответствии с действующим законодательством РФ, осуществление Государственного кадастрового учета на бумажном носителе без внесения соответствующих сведений в программные комплексы, обеспечивающие ведение Государственного кадастра недвижимости (по причине невозможности реализации той или иной функции) будет считаться недействительным.
В решении суда также усматривается несоответствие выводов обстоятельствам дела, а именно: в резолютивной части решения Арбитражного суда Иркутской области от 21.09.2009 года по делу N А19-15690/09-52, судом признаны незаконными действия ФГУ "ЗКП" по Иркутской области по отказу в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14. Однако, фактически, ФГУ "ЗКП" по Иркутской области не выносило решение об отказе в постановке на кадастровый учет указанного земельного участка.
Как указывает заинтересованное лицо, в результате проверки представленных документов, ФГУ "ЗКП" по Иркутской области заявителю было направлено уведомление о технической невозможности постановки на кадастровый учет указанного земельного участка в связи с тем, что границы земельного участка представляют собой несколько контуров (многоконтурный). В обоснование отсутствия технической невозможности постановки на государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка заявителю были направлены копии писем (Федерального кадастрового центра "Земля", Красноярского филиала Федерального кадастрового центра "Земля"), свидетельствующие о доработке разработчиками (ФКЦ "Земля") программного комплекса.
В настоящее время программный комплекс находится в процессе реализации.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 19836888.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела (т.1, л/д.11, 24-56) общество 08 июля 2009 года обратилось в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области с заявлением установленной формы N 3827/114/09-1196 о постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка приложив к заявлению соответствующие документы: распоряжение от 22.06.2009 N 983, схема расположения земельного участка от 18.06.2009г., ситуационный план, акт согласования местоположения границы земельного участка, каталог координат узловых и повторных точек границ земельного участка, акт сдачи межевых знаков на наблюдение за сохранностью, кадастровый план территории, выписка из протокола заседания земельной комиссии от 10.03.2009г., межевой план.
Согласно ст. 27 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок);
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно данной статье, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
1) размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;
2) размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
3) доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;
4) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;
5) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Исследовав документы общества, кадастровая палата письмом от 21 июля 2009 года N 09исх/929ст "О многоконтурном участке" сообщила обществу о том, что по его заявлению невозможно осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости в связи с тем, что земельный участок является многоконтурным участком. Вместе с тем, используемая кадастровой палатой ПК АИС ГКН, версия 026.02.046, не содержит функции постановки и предоставления сведений по многоконтурным земельным участкам.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанный довод кадастровой палаты, фактически является отказом в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка, что нарушает права общества на получение данного земельного участка и оформление на него правоустанавливающих документов, а также не соответствует ст. 27 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ), которая не содержит данного основания для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ кадастровой палаты является незаконным, не соответствующим Федеральному закону РФ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
В связи с указанным, требования общества подлежат удовлетворению, в связи с чем выводы суда первой инстанции в данной части являются правомерными, основания для удовлетворения апелляционной жалобы кадастровой палаты отсутствуют.
Между тем, резолютивная часть решения суда первой инстанции в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержит названия закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения, в связи с чем, в данной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Кроме того, суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства не устранил противоречий между требованиями заявителя и представленными в подтверждение заявленных доводов документами.
Так из документов, с которыми общество обращалось в кадастровую палату следует, что адрес земельного участка, подлежащего принятию на кадастровый учет, определен как Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережный, 14, в то время, как суд в резолютивной части решения суд первой инстанции обязал кадастровую палату поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок, находящийся по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14.
Как следует из письменного пояснения общества, в исковом заявлении им допущена опечатка в названии переулка, и что его правильное название - "Набережный", что подтверждается документами, приложенными к заявлению в кадастровую палату.
Оценивая имеющиеся в деле документы, суд апелляционной инстанции усматривает, что правильное наименование адреса земельного участка, подлежащего постановке на кадастровый учет: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережный, 14.
Учитывая, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы в оспариваемое решение не внесены изменения о допущенной опечатке, суд апелляционной инстанции считает, что в данной части решение подлежит изменению.
Согласно ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
В связи с указанной нормой, суд апелляционной инстанции считает, что резолютивная часть решения должна содержать срок совершения кадастровой палатой действий по постановке указанного земельного участка на учет, в связи с чем, в данной части решение суда подлежит изменению.
Суд, руководствуясь статьями 174, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
В удовлетворении апелляционной жалобы Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области отказать.
Решение арбитражного суда Иркутской области от "21" сентября 2009 года по делу N А19-15690/09, изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области по отказу в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережный, 14, как не соответствующие Федеральному закону РФ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережный, 14. в срок до 15 февраля 2010 года включительно.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества "Роял Вуд" судебные расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.
Возвратить Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15690/2009
Истец: ОАО "Роял Вуд"
Ответчик: Ответчики, ФГУ "Земельная кадастровая палата "по ИО
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4418/2009