Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 декабря 2006 г. N КА-А40/11798-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2006 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2006 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2006 г., ООО "Карго-Сервис" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания Управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области (далее Россельхознадзор) от 17.02.2006 г. N 3; обязании выдать предписание об утилизации всей продукции заявителя, указанной в предписании N 3 об устранений нарушений законодательства от 17.02.2006 г. посредством направления данной продукции на корм животным без указания в предписании конкретного места такой утилизации; признании действий сотрудников Управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области по передаче продукции представителю ООО "Производственный комплекс "Урюпинский" согласно накладной N 368 18.01.2006 г. незаконными; обязании Управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области и ООО "Производственный комплекс "Урюпинский" вернуть обществу продукцию, переданную по указанию сотрудников Управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области ООО "Производственный комплекс "Урюпинский" согласно накладной от 18.01.2006 N 368.
В кассационной жалобе ООО "Карго-Сервис" указывает, что при вынесении решения и постановления арбитражными судами первой и апелляционной инстанций было допущено неправильное толкование и применение закона (Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы ООО "Карго-Сервис" отмечая законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Представители заявителя и третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находить принятые по делу с нарушением норм процессуального права судебные акты подлежащими отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями статей 71, 170, 271 АПК РФ судебные акты могут быть приняты только на основании всестороннего, полного и объективного исследования в судебном заседании всех представленных суду доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении настоящего спора арбитражными судами первой и апелляционной инстанции было установлено, что на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области от 20.12.2005 г. N 15-ри "О проверке ООО "Егорьевский хладокомбинат" была проведена проверка соответствия деятельности ООО "Егорьевский хладокомбинат" действующему законодательству.
По результатам проверки Россельхознадзором были вынесены предписания об устранении нарушений законодательства, в том числе, в отношении ООО "Карго Сервис", осуществляющего хранение своей продукции в холодильных камерах хладокомбината.
Согласно заключению-предписанию Россельхознадзора об использовании продовольственного сырья и пищевых продуктов от 20.01.2006 г. N 9301/000353, вынесенному по результатам лабораторных исследований, хранящаяся на хладокомбинате продукция ООО "Карго-Сервис" была признана некачественной и опасной в ветеринарно-санитарном отношении.
23.01.2006 г. Общество обратилось в Россельхознадзор с заявлением об оформлении ветеринарных документов для использования продуктов на корм животным.
17.02.2006 г. Россельхознадзором было вынесено предписание N 3 (получено представителем Общества по доверенности 21.02.2006 г.), которым ООО "Карго-Сервис" предлагалось в срок до 28.02.2006 г. произвести утилизацию и уничтожение недоброкачественной продукции на полигоне ООО "Производственный комплекс "Урюпинский".
На основании заключения-предписания Россельхознадзора от 20.01.2006 г. N 9301/000353 вся некачественная и опасная в ветеринарно-санитарном отношении продукция была уничтожена 01.03.2006 г. на ГУП "Ветсанутильзавод "Гремячинский".
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суды первой инстанции и апелляционной инстанций исходили из того, что ответчик в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством вынес оспариваемое предписание. Действия Россельхознадзора являются законными и обоснованными, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суды, оценивая довод Общества о нарушении Россельхознадзором требований законодательства в части указания места и способа утилизации и уничтожения некачественных продуктов хотя в силу закона владелец пищевой продукции осуществляет выбор и условия их утилизации или уничтожения, указали на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 25 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с государственной ветеринарной службой РФ.
С учётом того, что по результатам экспертизы пищевые продукты общества признаны некачественными и опасными в ветеринарно-санитарном отношении, они не могут быть направлены на корм животным, а подлежат уничтожению.
На основании указанной нормы выбор способов и условий утилизации некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется их владельцем только при обязательном согласовании с органом государственного надзора и контроля, вынесшего постановление об утилизации и уничтожении таких продуктов. Кроме того, в соответствии с ч. 6 указанной статьи органы государственного надзора и контроля, вынесшие постановление об утилизации или уничтожении некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны осуществлять контроль за их утилизацией или уничтожением в связи с опасностью возникновения и распространения заболеваний и отравлений людей и животных, а также загрязнения окружающей природной среды. Осуществление такого контроля представляется невозможным без указания места утилизации указанной продукции. Кроме этого суды указали, что ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования и уничтожения" не установлены запреты на указание в постановлении об утилизации или уничтожении пищевых продуктов.
В соответствии с частью 3 статьи 25 ФЗ N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" на основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора и контроля принимает постановление об их утилизации и уничтожении. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожении в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения.
В связи с данными нормами закона, рассматривая заявленные ООО "Карго-Сервис" требования арбитражный суд должен был проверить обоснованность определения в оспариваемом ненормативном акте конкретной организации, которой государственный орган поручает утилизацию продукции, имел ли владелец некачественных пищевых продуктов с учетом требования п. 3 ст. 25 Закона возможность предложить свои варианты утилизации продукции.
Поскольку данные обстоятельства судом не устанавливались, доказательства по данному вопросу не исследовались, выводы о соответствии оспариваемого предписания закону нельзя признать обоснованными материалами дела. Вывод суда о не нарушении прав Общества оспариваемым предписанием, без выяснения обстоятельств, связанных с выбором предприятия, которому направляется продукция на утилизацию, также не является обоснованным без установления обстоятельств, связанных с выбором конкретного предприятия для утилизации.
Судами фактически не рассмотрены требования заявителя о признании незаконными действий сотрудников ответчика по передаче продукции заявителя ООО "Производственный комплекс "Урюпинский".
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели и отказали ООО "Карго-Сервис" в требовании об обязании Управления Россельхознадзора по г. Москве и Московской области и ООО "Производственный комплекс "Урюпинский" вернуть обществу продукцию. Однако ООО "Производственный комплекс "Урюпинский" было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, а не ответчика.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства по делу.
В связи с рассмотрением арбитражным судом первой инстанции однородного дела по признанию незаконным предписания N 9301/000353 от 20.01.2006 г., в котором участвуют те же лица, суду целесообразно обсудить возможность объединения дел в порядке ст. 130 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует с учетом изложенного, проверив в полном объеме порядок соблюдения ответчиком требований ст. 25 Закона разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 мая 2006 года по делу N А40-12627/06-119-123 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2006 года N 09АП-8368/06-АК отменить, а дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2006 г. N КА-А40/11798-06
Текст постановления представлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании