г. Чита |
дело N А19-16960/2009 |
30 марта 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 марта 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Григорьевой И.Ю., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой А.С.,
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу истца
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2009 года
по делу N А19-16960/2009
по иску Министерства имущественных отношений Иркутской области
к Администрации города Иркутска
о взыскании 138 637,66 руб. (суд первой инстанции: судья Ушакова О.В.),
УСТАНОВИЛ
агентство имущественных отношений Иркутской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации города Иркутска (далее - Администрация, ответчик) с иском о взыскании за счет казны муниципального образования города Иркутска 138 637,66 руб. причиненного материального ущерба вреда.
Определением от 18.11.2009 изменено наименование истца - Агентство имущественных отношений Иркутской области на Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство).
Решением от 16.12.2009 арбитражный суд в удовлетворении иска отказал.
С апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд обратился истец, который полагал, что арбитражным судом решение принято с нарушением норм материального права, при неполном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств, потому незаконно и необоснованно. Просил обжалованный судебный акт отменить и принять новый.
В обоснование жалобы заявитель ссылался на ошибочность выводов суда, положенных в основу судебного акта, указал, что его расходы на оплату работ, выполненных по государственным контрактам N 24-2/08 от 11.06.2008 и N 24-3/08от 17.12.2008, обусловлены недостоверной информацией Администрации г. Иркутска о правах третьих лиц на земельные участки, расположенные в границах земель, указанных как свободные от прав третьих лиц, и невозможности формирования на этих землях участков под строительство.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возражал, указал на отсутствие деле обстоятельств, при совокупности которых наступает ответственность в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил решение Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения.
Стороны о времени и месте заседания апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили. При таком положении, в силу части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в суд представителей сторон не препятствовала рассмотрению дела.
В судебном заседании 16 марта 2010 года был объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 23 марта 2010 года. После перерыва рассмотрение дела продолжено в прежнем составе суда в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы и возражений, апелляционный суд не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ООО "Юридическое агентство Сто Процентов" в Администрацию Иркутской области с заявлением о предоставлении под жилищное строительство земельного участка площадью 50 000 кв.м по ул. Баумана в Ленинском районе г. Иркутска, департамент имущественных отношений Иркутской области 03.07.2007 обратился к мэру города Иркутска с заявлением о получении информации о возможном использовании испрашиваемого земельного участка под строительство и о наличии или отсутствии прав третьих лиц на земельный участок.
В ответ Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в письме N 945-70-3062/7 от 16.07.2007 сообщил, что указанный земельный участок определен под многоэтажную жилую застройку.
На основании постановления Администрации Иркутской области от 31.12.2007 N 312-па департамент имущественных отношений Иркутской области реорганизован в форме слияния с комитетом по управлению государственным имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в агентство имущественных отношений Иркутской области.
В Положении об агентстве имущественных отношений Иркутской области предусмотрено, что одной из его задач является управление и распоряжение земельными участками в соответствии в которой в установленном порядке агентство осуществляет все необходимые действия, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с регистрацией прав государственной собственности Иркутской области, с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, а также земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством (подпункт 3 пункта 6, подпункты 23, 24 пункта 7).
11.06.2008 агентство имущественных отношений Иркутской области (заказчик) и открытое акционерное общество (ОАО) "Иркутскгипродорнии" (исполнитель) заключили государственный контракт N 24-2/08 (далее - контракт от 11.06.2008), согласно которому исполнитель обязался выполнить и передать заказчику работы по подготовке анкет предварительных данных и выполнению расчетов водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения для 4-х земельных участков согласно Перечню, являющемуся приложением к контракту (далее - работы), а заказчик обязался принять и оплатить результат работ.
В приложении N 1 к государственному контракту N 24-2/08 от 11.06.2008 "Перечень земельных участков по подготовке анкет предварительных данных и выполнение расчетов водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения", в том числе указаны следующие земельные участки: общей площадью 36 725 кв. м, расположенный по ул. Баумана, для строительства 9-10 этажных домов и общей площадью 31 669 кв.м, расположенный по ул. Баумана, для строительства многоэтажных домов с подземными гаражами.
В пункте 5.1 контракта от 11.08.2008 стороны определили его цену в размере 95 000 руб. с учетом НДС.
Агентство имущественных отношений Иркутской области и ОАО "Иркутскгипродорнии" подписали акт сдачи-приемки научно-технической продукции по контракту от 11.06.2008, согласно которому исполнитель выполнил свою работу.
17.07.2008 агентство имущественных отношений Иркутской области (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Карта" (исполнитель) заключили государственный контракт N 24-3/08 (далее - контракт от 17.07.2008), по условиям которого исполнитель принял обязательство выполнить по заданию заказчика работы по формированию земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых для строительства согласно Перечню, являющемуся приложением к контракту, и своевременно передать результат работ заказчику, а заказчик должен принять и оплатить результат работ.
В приложении N 2 к контракту от 17.07.2008 среди других указаны земельные участки площадью 36 724 кв. м, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Баумана, и площадью 31 669 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Баумана.
Всего в приложении N 2 приведено 11 земельных участков, по которым исполнитель должен провести работы.
С учетом дополнительного соглашения N 24-3/08/Д 2 от 05.12.2008 к контракту от 17.07.2008 цена контракта составила 436 519,65 руб.
Согласно Приложению N 2 к Дополнительному соглашению N 24-3/08/Д 2 от 05.12.2008 стоимость выполненных работ по земельным участкам площадью 31 669 кв.м составила 43 929,32 руб., площадью 36 724 кв.м - 47 208,34 руб.
05.12.2008 агентство имущественных отношений Иркутской области и ООО "Карта" подписали акт N 15 о выполнении работ по контракту от 17.07.2008 и к нему дополнительным соглашениям от 01.10.2008, 05.12.2008 на сумму 436 519,65 руб.
Платежным поручением N 375 от 26.06.2008 Агентство имущественных отношений Иркутской области перечислило 95 000 руб. ОАО "Иркутскнипродорнии" по контракту от 11.06.2006.
По платежному поручению N 439 от 23.07.2008 Агентство имущественных отношений Иркутской области уплатило ООО "Карта" 436 519,65 руб. по контракту 17.07.2008.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска отказал агентству имущественных отношений Иркутской области в согласовании землеустроительных работ в связи с тем, что выявил наложение земельных участков площадью 36 724 кв.м и 31 559 кв.м по ул. Баумана в Ленинском районе г. Иркутск на земельные участки площадью 71 253 кв.м и 35 770 кв.м, расположенные в 6-м микрорайоне Ново-Ленино, предоставленные муниципальному учреждению культуры "Городской парк" в постоянное пользование, о чем информировал в письме N 505-71-10640/8 от 13.11.2008.
Основанием обращения в суд с иском стали расходы истца, понесенные при подготовке землеустроительной документации на земельные участки 36 724 кв.м и 31 559 кв.м по ул. Баумана в Ленинском районе г. Иркутска, вследствие предоставления недостоверной информации Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 9, 421, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 8, 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", статьями 7, 8 Постановления Администрации Иркутской области от 29.12.2006 N 263-па "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" и исходил из отсутствия прямой причинной связи между действиями ответчика, выразившимися в предоставлении информации, изложенной в письме от 16.07.2007 и уплатой Агентством имущественных отношений Иркутской области денежных средств в сумме 138 627,66 руб. по контрактам от 11.06.2008 и 17.08.2008.
Суд апелляционной инстанции полагал суда первой инстанции законными ввиду следующего.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления подлежит возмещению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех указанных элементов деликтной ответственности в совокупности.
Пунктом 15 части 1 статьи 15 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципальных районов и городских округов, отнесено к вопросам местного значения.
Согласно пункту 6 части 2, пункту 6 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 57 Градостроительного Кодекса Российской Федерации ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Положения, утвержденного Распоряжением мэра г. Иркутска от 22.08.2006 N 031-10-1207/6 (в ред. распоряжения мэра г. Иркутска от 23.08.2007 N 031-10-984/7), Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, являющийся самостоятельным структурным подразделением администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица, организовывает ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Иркутска.
В статье 56 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определено, что Информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а-з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности о планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района и иной информации, имеющей отношение к градостроительной деятельности.
Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, действуя в пределах своих полномочий по организации ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Иркутске, в письме N 945-70-3062/7 от 16.07.2007 предоставил агентству имущественных отношений Иркутской области располагаемой информацией относительно развития территорий в 6 мкр. Новоленино. Недостоверность этой информации истец в суде не подтвердил. Сведений о правах или об отсутствии прав у каких-либо лиц на земельные участки названной территории Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска истцу не указывал.
В подтверждение недостоверности сообщенной Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска информации истец сослался на документ, который назвал ситуационным планом (т. 1, л.д. 20). Однако этот документ представляет собой схему, которая не имеет даты составления и подписи ее составителя, по ее содержанию не возможно установить, что она предоставлена истцу Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска. Кроме того, схема не содержит информации об отсутствии имущественных прав каких либо лиц на обозначенные на плане участки, из схемы и других документов в деле не усматривается, что истцом была подготовлена землеустроительная документация именно на те земельные участки, которые обозначены на схеме.
Для выяснения вопроса о правах каких-либо лиц на земельные участки, в связи с формированием которых и подготовке анкет предварительных данных были заключены контракты от 11.06.2008 и от 17.07.2008, истцу следовало исходить из того, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска не является уполномоченным органом, располагающим сведениями о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 2 статьи 8, статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пунктом 1 Положения о Федеральной регистрационной службе (Росрегистрация), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315, действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, полномочиями по предоставлению информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним был наделен Росрегистрация.
За сведениями о правах третьих лиц на земельный участок по ул. Баумана в г. Иркутске департамент обратился к неуполномоченному органу, который и не предоставил испрашиваемой информации.
Таким образом, предоставление Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска информации, приведенной в письме от 16.07.2007 (исх. N 945-70-3062/7), не свидетельствует о наличии вины и противоправности действий этого органа.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания признать, что предоставленные Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска сведения относительно градостроительного развития территории в 6 мкр. Ново-Ленино в г. Иркутске не находятся в причинной связи с убытками, понесенными истцом в связи с оплатой работ, выполненных по его заданию исполнителями, которые истец поручил преждевременно, не располагая сведениями уполномоченного государственного органа о правах на земельный участок на указанной территории г. Иркутска.
Апелляционные доводы судом не приняты как не соответствующие обстоятельствам.
Оценив правовую позицию ответчика в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усмотрел оснований для пересмотра вывода суда о необоснованности исковых требований и иного применения норм материального права. Судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2009 года по делу N А19-16960/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16960/2009
Истец: Агентство имущественных отношений ИО
Ответчик: Ответчики, Администрация г. Иркустка
Третье лицо: Третьи лица