г. Чита |
Дело N А19-17942/09 |
"12" марта 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.О.Никифорюк,
судей: Т.О.Лешуковой, Э.В.Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица по делу Администрации Нижнеилимского муниципального района
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 декабря 2009 г.,
принятое по делу N А19-17942/09
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 11 по Иркутской области
к Финансовому управлению Нижнеилимского района
о признании незаконным бездействия
(суд первой инстанции - Н.Г.Позднякова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района (далее - финансовое управление), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.11.2006г. по делу NА19-20872/06-40, обязании приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Нижнеилимского муниципального района до момента фактического исполнения исполнительного листа N45365, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.11.2006г. по делу NА19-20872/06-40.
Определением суда от 27.08.2009 г. (т.1 л.д.1-2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Нижнеилимского муниципального района.
Решением от 09 декабря 2009 г. суд заявленные требования удовлетворил. В обоснование суд указал, что Финансовое управление Нижнеилимского района, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, должно было в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника. Также был сделан вывод о том, что налоговым органом срок на обращение в суд не пропущен.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Нижнеилимского муниципального района (далее - администрация) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что срок для обращения в суд для обжалования рассматриваемого бездействия финансового управления истек 10.08.2009г., поэтому налоговым органом пропущен срок для обращения в суд. Считает, что из анализа ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ усматривается, что приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах является одной из мер, которые предпринимаются соответствующим, органом при неисполнении должником исполнительного документа, и данная мера не носит характер обязанности. Считает, что судом не было учтено, что с лицевого счета администрации производятся все расходы, в том числе на выплату заработной платы работникам учреждения, которые не несут ответственности за то, что в бюджете района не хватает средств на все обязательства
На апелляционную жалобу поступил отзыв налогового органа, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что исполнительный лист исполнен не был, надлежащих действий по исполнению финансовым органом совершено не было. Соглашается с выводами суда о том, что срок на обращение в суд пропущен не был. Указывает, что данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, дополнительных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Представитель Заявителя по делу - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 04.02.2010г. N 672000 20 51523 1. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя (письмо от 16.02.2010г. N 08-14/2/004959).
Представитель заинтересованного лица - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 05.02.2010г., N 672000 20 51521 7, от 05.02.2010г. N 672000 20 51522 4.
Представитель третьего лица - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 05.02.2010г. N 672000 20 51524 8. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя (письмо от 25.02.2010г. N 18/545).
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Администрация Нижнеилимского муниципального района зарегистрирована в качестве юридического лица 20.06.200г., самостоятельного банковского счета не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.10.2009г. (т.2 л.д.2-3).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2006 г. по делу N А19-20872/06-40 (т.1 л.д.16), вступившим в законную силу, с Администрации Нижнеилимского района взыскан 549 770 руб. - налог, с зачислением в соответствующий бюджет, и в доход Федерального бюджета госпошлина в размере 11 997 руб. 70 коп., в связи с чем 18.12.2006г. был выдан исполнительный лист N 45365 (далее - исполнительный лист, т.1 л.д.47).
Письмом от 27.06.2008 г. N 06-11/28308-р (т.1 л.д.20) налоговый орган направил для исполнения в финансовое управление исполнительный лист N45364 от 18.12.2006г. о взыскании государственной пошлины в сумме 11 997 руб. 70 коп., и для частичного исполнения - исполнительный лист N 45365 от 18.12.2006 г. о взыскании 151 484 руб., в том числе: единый социальный налог в части ФФОМС - 43 281 руб., единый социальный налог в части ТФОМС - 108 203 руб. В письме налогового органа указано, что единый социальный налог в части федерального бюджета оплачен полностью платежным поручением N409 от 19.11.2007г. в сумме 398 286 руб.
Уведомлением от 08.07.2008г. N 952-8 (т.2 л.д.13) финансовое управление возвратило налоговому органу без исполнения исполнительные листы N N 45364, 45365 от 18.12.2006г. в связи с тем, что должнику с указанными наименованием и ИНН не открыт лицевой счет в Финансовом управлении Нижнеилимского района.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.11.2008г. по делу N А19-20872/06-40-57 установлено процессуальное правопреемство: произведена замена должника Администрации Нижнеилимского района на Администрацию Нижнеилимского муниципального района.
Исполнительный лист повторно был направлен налоговым органом в адрес финансового управления 06.02.2009г. для исполнения (заявление от 06.02.2009г. N 06-11/04447- т.1 л.д.8), и поступили последнему согласно отметки 10.02.2009г. (т. 1 л.д.8).
Указанные исполнительные листы вместе с уведомлением о поступлении исполнительного документа от 11.02.2009г. N 194-10 (т.2 л.д.35) вручены представителю Администрации Нижнеилимского муниципального района 11.02.2009г.
20.02.2009г. администрацией в финансовое управление представлена информация по источнику образования задолженности и коду бюджетной классификации для исполнения решения суда о взыскании задолженности в сумме 561 767 руб. 70 коп., в том числе: налог - 549 770 руб. (налог), госпошлина - 11 997 руб. 70 коп. (т.1 л.д.126)
Требованием N 06-11/023124 от 24.06.2009г. (т.1 л.д.9) налоговый орган предложил финансовому управлению сообщить об исполнении (неисполнении) должником исполнительного документа, а также о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.
Письмом от 06.07.2009г. N 1079-8 (т.1 л.д.12) финансовое управление сообщило, что направленный для исполнения, в том числе, вышеуказанный исполнительный лист не исполнен, в связи с дефицитом бюджета. По мере поступления денежных средств на лицевые счета учреждений, задолженность по исполнительным листам будет оплачиваться. Процедура приостановления операций по счетам в законе не прописана.
Не согласившись с бездействием финансового управления, налоговый орган обратился в Арбитражный суд иркутской области. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пунктов 3, 4, 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.
Пункт 3 указанной статьи содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В силу частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, финансовое управление является органом осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений г.Усть-Илимска, а также является главным распорядителем средств бюджета города (т. 1 л.д.109).
В соответствии с п.4.33 Положения о Финансовом управлении Нижнеилимского района Иркутской области, утвержденного Постановлением Мэра Нижнеилимского района от 07.11.2006г. 3466 (т.1 л.дю.111), финансовое управление осуществляет исполнение требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета.
Исполнительный лист поступил в финансовое управление 10.02.2009г. Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, финансовое управление обязано было исполнить исполнительный лист N 45365 в порядке, установленном пунктами 5-7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в срок до 10.05.2009 г., а в случае неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа с 11.05.2009г. приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника, и до 22.05.2009г. информировать взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, указанных действий финансовым управлением осуществлено не было.
Письмом от 06.07.2009г. N 1079-8 (т.1 л.д.12) финансовое управление сообщило, что направленный для исполнения, в том числе, вышеуказанный исполнительный лист не исполнен, в связи с дефицитом бюджета. По мере поступления денежных средств на лицевые счета учреждений, задолженность по исполнительным листам будет оплачиваться. Процедура приостановления операций по счетам в законе не прописана.
В апелляционной жалобе содержатся доводы, аналогичные содержанию данного письма. Данные доводы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона. Статья 242.5 Бюджетного кодекса РФ содержит поэтапную процедуру исполнения исполнительных документов, обязательную для участников данного процесса. Оснований для выводов о том, что приостановление операций по счетам не носит характера обязанности, из содержания указанных норм суд апелляционной инстанции не усматривает. Наличие дефицита бюджета также не является основанием для неисполнения исполнительных документов.
Как указывает в решении суд первой инстанции, в отзывах по делу финансовое управление и администрация ссылались на то, что по данным должника (Администрации Нижнеилимского муниципального района) у него отсутствует задолженность по единому социальному налогу, взысканному по решению суда от 10.11.2006г. по делу N А19-20872/06-40, в связи с оплатой всей задолженности по ЕСН, числящейся по состоянию на 01.01.2007г., за счет средств, выделенных местному бюджету из средств областного бюджета в 2007 году. Данный довод судом первой инстанции проверен и отклонен как не соответствующий материалам дела. Вывод суда первой инстанции по данному доводу является правильным. В апелляционной жалобе администрация на данные обстоятельства не ссылается.
Кроме того, в апелляционной жалобе администрация ссылается на пропуск срока на обращение в суд.
Данное обстоятельство было рассмотрено судом первой инстанции, и сделаны правильные выводы, а именно: в рассматриваемом случае течение срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, начинается 10.02.2009 г. и заканчивается 21.08.2009 г. (10.02.2009 г. + 3 месяца + 10 дней + 3 месяца: три месяца на исполнение, 10 дней на информирование взыскателя и три месяца на обращение взыскателя в суд). Как следует из копии уведомления о вручении почтового отправления N 665717 17 05534 9 (т.2 л.д.57), налоговый орган обратился с настоящим заявлением в суд 18.08.2009 г. (оттиск почтового штемпеля даты отправки) (т.1 л.д.23), т.е. в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кроме того, как правильно указывает суд первой инстанции, оспариваемое бездействие Финансового управления Нижнеилимского района является длящимся, поскольку на момент рассмотрения дела мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, Финансовым управлением района не принято. Ответчик в десятидневный срок не информировал взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа, о неисполнении исполнительного документа взыскателю стало известно лишь 06.07.2009 г. из письма N 1079-8 (т.1 л.д.12), в котором Финансовое управление Нижнеилимского района сообщило о неисполнении исполнительного листа в связи с дефицитом бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что Финансовое управление Нижнеилимского района, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, должен был в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника. Неисполнение ответчиком своей обязанности, является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения дела в суде требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены, операции по лицевым счетам должника не приостановлены. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося администратором доходов бюджета в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2008 г. N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Из анализа положений статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ следует, что ею предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом организационно-технических мер по исполнению судебных актов, не исполнение которого является незаконным бездействием, противоречащим положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, и приводящим к нарушению прав взыскателей.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 декабря 2009 г. по делу N А19-17942/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никифорюк |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17942/2009
Истец: МИ ФНС России N11 по Иркутской области
Ответчик: Ответчики, Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области
Третье лицо: Третьи лица, Администрация Нижнеилимского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-342/2010