г. Чита |
Дело N А19-17945/09 |
03 февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления вынесена 01 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Третьяковой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 ноября 2009 года
по делу N А19-17945/09
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области
о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского муниципального района, выразившегося в неисполнении судебного решения,
(суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центральная детская школа искусств",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от управления: не было,
от третьего лица: не было,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области - обратился с требованием к Финансовому управлению Нижнеилимского муниципального района Иркутской области о признании незаконным бездей-ствия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области 07.05.2008 года по делу А19-4603/08-44 и обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 9043 по делу А19-4603/08-44.
Дело рассмотрено судом первой инстанции с участием в деле в качестве третьего лица Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центральная детская школа искусств".
Суд первой инстанции решением от 02 ноября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказал. Как следует из судебного акта, суд, установив, что Финансовое управление Нижнеилимского муниципального района Иркутской области уведомило должника о поступлении исполнительного листа, а должник обратился в финуправление с заявкой на оплату спорных сумм, выполнило требования пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допустив незаконного бездействия, поскольку было не вправе приостановить осуществление расходных операций на лицевых счетах должника.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что не был ознакомлен заблаговременно с копиями заявок на оплату расходов, которые в адрес инспекции ответчиком не направлялись, в связи с чем она была лишена возможности ознакомиться с указанными документами и высказать свою позицию. Сама по себе заявка на оплату расходов является лишь заявлением, выражающим волю получателя бюджетных средств о расходовании имеющихся на его лицевых счетах денежных средств. При отсутствии отметок о списании и выписки банка данные заявки не являются доказательством уплаты задолженности по исполнительному листу. Судом нарушены нормы материального права, не в полном объеме исследованы имеющиеся в деле доказательства.
Заявитель, ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили; инспекция заявила о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.05.2008 года по делу N А19-4603/08-44 с Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центральная детская школа искусств" с зачислением в соответствующие бюджеты взыскано 39325,97 руб. единого социального налога, 2164,29 руб. пени, 100 руб. государственной пошлины в федеральный бюджет РФ.
23.06.2008 года заявителю выданы исполнительные листы N N 9043, 9044, 18.02. 2009 года направленные инспекцией в Финансовое управление для осуществления взыскания и перечисления задол-женности, которое письмом от 06.07.2009 года уведомило налоговый орган о невозможности в настоящий момент исполнить решение арбитражного суда.
Поскольку требования направленных исполнительных листов в установленный п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области 07.05.2008 года по делу А19-4603/08-44 и обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 9043 по делу А19-4603/08-44.
Суд первой инстанции, установив, что Финансовое управление Нижнеилимского муниципального района Иркутской области уведомило должника о поступлении исполнительного листа, а должник обратился в финуправление с заявкой на оплату спорных сумм, признал, что тем самым финуправление выполнило требования пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допустив незаконного бездействия, поскольку было не вправе приостановить осуществление расходных операций на лицевых счетах должника.
Решение суда первой инстанции от 02 ноября 2009 года об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в части признания оспариваемого бездействия незаконным, и об отказе в удовлетворении требования об обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 9043 по делу А19-4603/08-44, исходя из следующего.
Финансовое управление Нижнеилимского муниципального района Иркутской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регулируется статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной правовой норме орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.
Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Из изложенного следует, что ответчик в случае получения от заявителя исполнительного листа на взыскание денежных средств с муниципального учреждения, обязан был исполнить его в срок и в порядке, установленные пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист не был исполнен в установленные сроки и порядке.
Как усматривается из материалов дела, 27.02.2009 года уведомление о поступлении исполнительного листа направлено должнику.
11 марта 2009 года должником в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в финуправление представлено письмо с информацией, в том числе об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, а также заявка по вопросу финансирования. Платежное поручение на перечисление денежных средств, направленных в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления от ответчика, не представлено.
Должником, органом, осуществляющим исполнение исполнительных документов, не подтверждено отсутствие у муниципального учреждения на лицевом счете получателя средств местного бюджета, и на лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, денежных средств в размере, достаточном для исполнения исполнительных документов.
При нарушении должником требований, установленных пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ответчиком не приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.
Не приостановлены ответчиком операции по расходованию средств на лицевых счетах должника в связи с неисполнением должником исполнительного документа в течение трех месяцев на основании пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие необходимого объёма финансирования не освобождает должника от исполнения судебного акта. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на исполнение бюджетными учреждениями налоговых обязательств.
Также финансовое управление в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа не обеспечило выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с заявкой учреждения.
Одного лишь уведомления финансовым управлением должника о поступлении исполнительного листа недостаточно для вывода об отсутствии бездействия или для признания его законным.
Действия по обращению в финуправление с заявкой на оплату спорных сумм совершены должником и также не свидетельствуют о совершении финуправлением всех необходимых действий по исполнению исполнительного документа.
В связи с тем, что ответчиком не принято всех предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации мер по исполнению поступившего к нему исполнительного листа, оспариваемое взыскателем бездействие следует признать незаконным.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого бездействия неправомерно не удовлетворено судом первой инстанции.
Вместе с тем данный вывод апелляционного суда не влечет удовлетворение требования заявителя об обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 9043 по делу А19-4603/08-44.
Согласно ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд полагает необходимым в резолютивной части постановления указать на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку исполнение решения суда и исполнительного листа суда производится в порядке, установленном Бюджетным Кодексом РФ, и предполагает не только приостановление расходных операций, но и принятие ответчиком иных мер, совершение которых определяется финансовым управлением в соответствии с порядком, установленным БК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции от 02 ноября 2009 года об отказе в удовлетворении заявленных требований следует отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части признания оспариваемого бездействия незаконным и об отказе в удовлетворении требования об обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 9043 по делу А19-4603/08-44 .
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 ноября 2009 года по делу N А19-17945/09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 ноября 2009 года по делу N А19-17945/09 отменить. Принять новый судебный акт.
Бездей-ствие Финансового управления Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области 07.05.2008 года по делу А19-4603/08-44, признать незаконным как несоответствующее Бюджетному Кодексу РФ.
Обязать Финансовое управление Нижнеилимского муниципального района Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении требования об обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 9043 по делу А19-4603/08-44 отказать.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17945/2009
Истец: МИ ФНС России N11 по Иркутской области, Межрайонная ИФНС N11 по Иркутской области и УОБАО
Ответчик: Ответчики, Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области, Финансовое управление Нижнеилимского района
Третье лицо: Третьи лица, МОУ ДОД "Центральная детская школа искусств", МОУ ДОД "Центральная детская школа искусств"
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5201/2009